Пророк иоиль молитва

Чающие утешения Израилева. Книга пророка Иоиля. – священник Антоний Лакирев

Пророк иоиль молитва

Один из последних пророков-писателей, Иоиль жил, вероятнее всего, на рубеже 5–4 вв. до Р.Х. Нам практически ничего о нем не известно; можно предположить, что Иоиль был храмовым пророком, все служение которого было подчинено возвещению слова Божьего.

В книге пророка содержится указание на нашествие саранчи, которое, собственно, и послужило поводом для выступления пророка, однако точная датировка этого события невозможна.

Тем не менее, некоторые детали его пророчества позволяют отнести его к эпохе после возвращения иудеев из вавилонского плена, эпохе Второго Храма.

В первой части первой главы пророк со страхом и скорбью говорит о бедствии, постигшем страну. Насекомые уничтожили все живое на земле Израиля, и она сделалась пустыней.

Плач о бедствии – распространенный жанр библейской и вообще древневосточной поэзии, и в соответствии с законами жанра пророк повествует о том, насколько всеохватывающей оказалась эта напасть. Всего – хлеба и винограда, масла и всякой иной пищи лишилась земля и живущие на ней.

Плачьте, рыдайте, жители земли: вот основной призыв пророка в этой части книги. Каждого, кто слышит или читает его слова, пророк зовет почувствовать призрак голода и гибели, нависший над его страной.

Как непрочно оказалось благополучие народа, с какой удивительной легкостью и быстротой повсюду проникает пагуба! Осознание этого важно для пророка, потому что далее он будет говорить об истинных основаниях жизни.

Скорбь о страданиях и потерях для него неразрывно связана с размышлением о том, почему постигло людей это бедствие. Описание этого страдания важно и в общебиблейском контексте: одно из центральных откровений в Ветхом Завете – откровение о том, что Бог слышит вопль народа Своего.

Так и описанная Иоилем трагедия становится местом спасительного вмешательства Бога в судьбы людей.

1:10-20

Бедствие, о котором плачет пророк Иоиль в начале первой главы своей книги, – не просто историческое событие или экологическая катастрофа. Для него, как для верующего человека, все происходит перед лицом Божьим и осознается только в контексте отношений людей с Богом.

Поэтому нашествие саранчи и его пагубные последствия становятся для пророка основанием для обращения к Богу с покаянной молитвой. Беззащитность людей перед лицом природных сил осознается как результат отделенности людей от Бога, как результат неверности Ему.

В равной степени это может быть отнесено ко всякому людскому страданию.

В призыве Иоиля к посту и молитве есть специфический аспект, характерный именно для него. Он придает исключительное значение поддержанию храмовых жертвоприношений; этот факт – одно из оснований причислять Иоиля к служителям Храма и считать его храмовым пророком. Для него вся жизнь сосредоточена в Храме, – духовном центре мира.

Не бывшие служителями Храма пророки не делают такого акцента на богослужении, даже священник Иезекииль не ставит его на первый план. Но для Иоиля служение, которое совершается в Храме, является главным выражением верности людей Богу.

Именно поэтому так страшно для пророка прекращение жертвоприношений, причиной которого стало опустошение земли.

Эпоха, в которую выпало жить пророку Иоилю, характеризовалась почти полным равнодушием людей к вере. Лишь храмовый обряд еще как-то сохранялся, но и он для большинства перестал быть общением с Богом Живым.

Господство религиозного индифферентизма и тотальное забвение заповедей Господних пророк полагает основной причиной, повлекшей страшное бедствие. И это бедствие таково, что из-за него прекращается и последнее, что связывало народ с Богом, – храмовые жертвы, так что уже вся жизнь людей оказывается оторванной от своего источника.

Как скажет четырьмя веками позже Господь Иисус Христос: «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8:18).

Но и само это грандиозное опустошение для пророка – предзнаменование грядущего Дня Господня. Умножение греха во дни пророка Иоиля приводит к неизбежному результату – прекращению поклонения Богу в Храме.

Точно так же все, что кажется людям если не допустимым, то, во всяком случае, более или менее терпимым, обретет законченный вид в этот страшный День Посещения.

В тот День станут явными все последствия нравственного выбора людей, включая те, что мы не осознаем или не хотим осознавать. Именно это делает разорение Израиля предвестием грядущего Суда Божьего.

2:1-17

День Господень, приближение которого пророк Иоиль прозревает в постигшем Израиль бедствии, с глубокой древности был основной темой пророческой проповеди. В словах Иоиля, как его предшественников, о Дне Господнем одновременно звучат две сущностно важные темы: ужас и надежда. Оба эти переживания равно связаны для пророков с грядущим пришествием Бога в мир, и оба неотделимы друг от друга.

«Да трепещут жители земли!» – восклицает Иоиль, и говорит, что День тот – день тьмы и мрака, страшный для всего живого.

Соприкосновение Бога с этим миром в глазах пророка подобно пожирающему огню, от которого никому нет спасения.

Иоиль видит некую глобальную катастрофу, в которой потрясается земля, меркнут небесные светила и рушится весь привычный нам видимый мир. «Кто выдержит этот день?» – в трепете восклицает пророк.

Этот ужас коренится в глубоком осознании пророком греховности мира, его несоответствия замыслам Всемогущего.

Очень ярко выражает его пророк Исайя, описывая дарованное ему в Храме видение Бога: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5).

Лишь неповрежденная, свободная от противления Богу тварь может устоять пред лицом Его, ибо все безжизненное исчезает, не в силах встретить явление Божественной Жизни. Осознание недостоинства людей и ужас перед неотвратимым приходом Бога для пророков оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Конечно, можно считать слова пророка преувеличенными, относящимися к Последнему Дню бытия мира, когда будет сотворено «новое небо и новая земля» (Откр. 21:1). Можно думать, что описанием страшного разрушения пророк отдает дань человеческим эмоциям. Однако, скорее всего, это не так.

Когда мы думаем о пришествии Бога, мы в первую очередь имеем в виду Рождество и ангелов, славящих Бога и возвещающих мир людям доброй воли. И поэтому отчаяние Иоиля кажется нам странным. Но пророк предощущает совсем другое. Весь накал пророчества Иоиля оказывается абсолютно адекватным в момент Крестной Жертвы, когда Сам Господь умирает за нас.

Слово Иоиля о помрачении светил и землетрясении в точности исполнилось в День Креста, и лишь в силу духовного отупения мы не способны разделить его чувства. Для мира нет ничего страшнее этой жертвы, когда «висит на Древе Повесивший землю над водами», и именно это пытается передать нам пророк.

Все сотворенное, природа и люди, теряют смысл и становятся призраками, когда люди не принимают Бога и убивают Его. Вот в чем заключается предувиденная Иоилем катастрофа.

Но, как и другим пророкам, Господь открывает Иоилю, что в этой неминуемой и справедливой гибели мира для людей есть неожиданная и непостижимая надежда. «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим… обратитесь к Богу, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии».

Несмотря на весь пессимизм пророка в отношении судеб мира прорывается это слово, потому что сердцем пророк видит Незримого. Ему открывается эта таинственная жалость Творца, возвещенная пророком Осией: «Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос. 11:8).

Эта жалость Бога – наше единственное упование, единственное, что дает нам шанс выжить при встрече с Богом. Но для этого всем сердцем, всей глубиной личности нужно обратиться к Богу.

Важно, что именно Иоиль, для которого так много значат Храм, обряд и детальнейшее исполнение закона, говорит о том, что внешнее почитание не является обращением от всего сердца. «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши!» – говорит он от лица Господня.

С какой скорбью звучат эти слова, смысл которых в том, что Богу нужны мы сами, а не то, что мы делаем или чем обладаем. Но только здесь – путь для того, чтобы спастись от грядущего огня.

Эти слова пророка предвосхищают призыв Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Иоиль сам еще боится поверить открывшейся ему тайне надежды, и ясно понимает, насколько она незаслуженна.

«Кто знает, – говорит он, – не сжалится ли Он?» Эти слова очень точно передают то, какого напряжения требует доверие благости Божьей, насколько следование Ему в самом деле подобно хождению по водам.

И пророк заканчивает эту часть книги призывом сделать все, что в наших силах: назначить пост, собрать народ, младенцев и священников, женихов и невест, и плакать в надежде, чтобы искренне совершить спасительное усилие доверия.

2:18-32

Продолжением призыва к обращению сердец является возвещаемое в 18-м стихе обетование: «И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И ответит Господь…».

Пророчество Иоиля, как и написанная приблизительно в то же время книга Иова, говорит о том, что Бог отвечает на искреннее обращение к Нему сердца, которое подлинно страдает и в котором поэтому нет надуманности и лукавства.

И этот ответ Бога сам по себе становится для людей изобильным излиянием жизни.

Ответ Божий на обращение людей не укладывается в рамки богословского рассуждения. Бог отвечает, но при этом суть даже не в том, что Он говорит, а в том, что самый факт ответа Бога несет людям жизнь.

Так Иову Бог вообще обращает упрек: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла», – но именно в этих словах Иов обретает жизнь и утешение, и все его мучительные вопросы исчезают. Точно так же Иоиль говорит, что если мы воззовем к Богу от всего сердца, то Бог ответит, и этот ответ изменит все.

Пророк описывает этот дар ответа Божьего по контрасту с опустошительным нашествием саранчи: хлеб и вино и елей будут дарованы в избытке, враги исчезнут, пастбища произрастят траву и дерево принесет плод.

Дождь ранний и дождь поздний, обеспечивающие ежегодный урожай, дарует Бог Своим ответом на человеческое обращение, и Он воздает людям за всякое страдание и утоляет всякий прежний голод.

Во всем этом людям явлено будет величие и слава Бога, и потому пророк говорит от Лица Его: «И узнаете, что Я посреди Израиля и Я – Господь Бог ваш». Но не только в этом видит пророк великий дар Божьего ответа.

Утоление скорби лишь сопутствует ему, как видимый знак более глубоких явлений.

Бог отвечает на обращение, и в этом ответе в открытое Богу сердце человека изливается Дух Его. Свт. Феофан Начертанный (ум. после 843) в каноне на День Святого Духа называет Его «Источник жизни, Кому мы верим, струя благости, Душе Божий Святый».

Вот о чем возвещает нам Иоиль: Сам Источник жизни входит в обратившееся к Нему сердце, измученное страшным владычеством смерти. Мир преображается, переживая страшную катастрофу, солнце превращается во тьму и луна – в кровь, но всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Для Иоиля неразрывно связаны между собой два слова, призыв и обетование: «Раздирайте сердца ваши…» и «Излию от Духа Моего на всякую плоть…». Пророк видит, что обращение к Богу и Его ответ избавляют людей от общей судьбы тленной материи, делают их причастными Божественному бытию.

Таким образом, пророчество Иоиля говорит не только о совершившемся в день Пятидесятницы излиянии Духа, но и о том, что Отцы Церкви называли обожением человека.

И этот дар спасения, как всякий дар Божий, бесконечно превосходит всякую меру, доступную нашему пониманию и объяснению: пророк говорит о том, что спасение даруется не только Сиону и Иерусалиму, но и остальным, которых тоже призовет Господь.

3:1-12

В начале 3-й главы пророк говорит от Лица Господня: «Ибо в те дни… Я соберу все народы… и произведу над ними суд».

Эти слова о суде Господнем над всеми народами после слов об излиянии Духа на Израиль звучали бы угрожающе, если бы не первое слово: «Ибо».

Спасение, о котором говорится в конце 2-й главы, будет у «остальных», у всех, кто призовет имя Господне, потому что Господь произведет суд над ними! Насколько наше представление о суде Божьем отличается от того, что говорит пророк!

Господь говорит, что Он совершит суд над теми, кто грабил и предавал народ Божий, кто насилием и жестокостью наживался за его счет. Возмездие за эти преступления против человечности будут обращено на голову народов точно так же, как Господь обращает на голову Израиля его собственные беззакония.

И все же это слово заканчивается призывом всем народам прийти и собраться там, где Господь воссядет судить их, потому что не месть составляет смысл Божьего суда, но возможность призвать имя Господне, о которой сказано в конце предыдущей главы.

Здесь – ветхозаветные корни слов Христа о том, что суд состоит в том, что Свет пришел в мир. Иоиль говорит, в сущности, о том, что в присутствии Божьем явными станут последствия жестокости и нравственного разложения всех людей; к этому и направлено обличение народов в День Суда.

Но, как и в отношении Израиля, Господь обличает грехи людей не для того, чтобы устрашить нас, но чтобы призвать нас отречься от этих грехов. Покаяние, к которому пророк призывает Израиль, будет, таким образом, источником спасения и для всех остальных народов, потому что и на них распространится суд Всевышнего.

И всякий, судимый Богом за преступления, если призовет имя Господне и будет «раздирать сердце» сокрушением о грехах, обретет тот дар милости Божьей, который обещан и избранному народу.

3:13-21

Когда пророк Иоиль в заключительной части своей книги говорит о близости Дня Господня, слова его звучат по меньшей мере за 4 века до первого пришествия Господа Иисуса Христа и, тем более, очень задолго до второго Его пришествия. Однако пророк ощущает этот День как очень близкий, в первую очередь потому, что сами дела людей взывают к Богу.

Основания мира колеблются в трепете, потому что мир, поврежденный нашей злобой, беззащитен перед огнем Святости Божьей. В наше время мы, напротив, предпочитаем думать, что время Суда Божьего еще далеко, и люди, разделяющие ощущения пророка, кажутся нам несколько неадекватными.

Скорее всего, это свидетельствует о том, что мы просто не разделяем ужаса от того, что мы собой представляем.

Однако не грядущие бедствия и опустошение Судного Дня свидетельствуют нам о Боге, и это основная мысль заключительных стихов книги.

Пророк говорит о том, что по благословению Божьему, по спасению народа Завета, по очистительному действию Творца люди узнают Господа.

Все, исполненное злобы, прекратится в мире, а спасенные люди Завета будут жить вечно – вот в чем познается нами благость Божья. И в этом свидетельстве видит пророк весь смысл пришествия Бога.

Источник: http://tihvin-hram.ru/ioil

Иоиль (пророк): житие, пророчества, толкование. Молитва и акафист пророку Иоилю

Пророк иоиль молитва

В V веке до нашей эры на территории нынешней Палестины родился пророк Иоиль – один из двенадцати «малых» пророков Израиля. Такое название эти избранники Божьи получили не за малозначительность своих деяний, а лишь за ограниченный объём оставленных после себя записей. Иоиль был первым в их череде. Именно его пророчества в письменном виде дошли до нас.

Гнев Божий на людях Израиля

Согласно ветхозаветным текстам, родился пророк в Заиорданской области, в древнем городе Вефороне. Когда он достиг зрелого возраста, на царство Иудейское обрушились страшные несчастья.

Наступила ужасная засуха, от которой погибла значительная часть урожая, а то, что удалось спасти, было уничтожено бесчисленными стаями саранчи, налетевшими в таком количестве, что заслонили собой солнечный свет.

По всей Земле Обетованной люди умирали тысячами, и там, где прежде слышался смех, отныне раздавались лишь стоны и рыдания. Народ не знал, что предпринять и как избавиться от наступившей беды. В это отчаянное время Иоиль-пророк обратился к ним со словами, которые были навеяны ему дыханием Божьим.

Призыв к молитве о спасении

Он призвал своих соотечественников оставить на время все земные попечения и обратиться душой к Всевышнему. Эти события, описанные в Ветхом Завете, происходили за пять веков до сошествия в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, поэтому его имя не упоминается в тексте. Иоиль же именует Господа так, как это было принято в ту эпоху у древних евреев, – Иеговой.

Иоиль-пророк призвал своих соотечественников вознести молитвы о спасении Иегове – единственному, в чьей власти было даровать жизнь творениям рук Своих или отнять её.

Наделённый священным даром провидения, он говорит о грядущем «дне Господнем», несущем в себе возмездие за те прегрешения, которые совершили люди, отступая от данных им заповедей. Всё происходившее тогда в Иудее и повергавшее в отчаяние народ было, по его словам, лишь малой долей грядущих бед.

Ничто и никто не избавит людей от предстоящего гнева Божьего, кроме глубокой и искренней молитвы, исполненной смирения и покаяния.

Избавление от гнева Божьего

Близок тот день, когда померкнет солнце, поколеблется земля и явится Иегова, сопровождаемый бесчисленным войском, от которого не укроется ни один из живущих на земле.

День отмщения уже грядет, и поэтому нельзя терять времени. Иоиль (пророк) призвал всех без исключения немедленно наложить на себя пост и собраться в храме.

Там священники от имени всего народа должны будут возопить ко Господу, прося избавления от Его гнева.

Еврейский народ проявил благоразумие и сделал всё так, как сказал им избранник Божий. В результате Господь сменил гнев на милость, послав на землю обильный дождь и рассеяв стаи саранчи. В довершение всего Он обратился со словами к жителям царства Иудейского, и устами Его был Иоиль – пророк.

Через него Иегова возвестил о том, что избавляет людей от смерти лишь по молитвам, вознесённым ими. Он обещал Своему народу, что и впредь станет всячески оберегать его от бед.

Отведёт от людей засуху, болезни и нашествие иноплеменных, но при условии соблюдения заповедей, данных через пророка Моисея.

И далее через пророка Иоиля Всевышний вновь возвестил о близости «дня Господня», в который спасутся только те, кто призовёт Его имя.

Язычников же, поклоняющихся рукотворным истуканам, ждёт неминуемая и страшная смерть. Так сказал Иегова, и так передал Его слова людям пророк Иоиль.

Пророчества его вселили надежду в богоизбранный народ на то, что Господь не покинет его, какие бы беды ни случились.

Толкование пророчеств Иоиля

Многое из того, что содержат пророчества Иоиля, было впоследствии истолковано как предсказание событий, произошедших уже в новозаветные времена.

В частности, слова о том, что изольёт Бог от Духа Своего на всякую плоть, принято воспринимать как обетование о сошествии Святого Духа на апостолов, подтверждение чему можно найти на страницах Нового Завета.

Подробно изучая его высказывания, богословы всего мира видят в них также пророчества о грядущем явлении людям Господа во плоти.

Сегодня среди ветхозаветных святых, открывших дорогу Сыну Божьему, особое место занимает пророк Иоиль.

Житие его небогато подробностями о земном пути, но насыщено предсказаниями, во многом предопределившими исторический путь Израиля. Память святого отмечается православной церковью ежегодно 1 ноября.

В этот день в храмах звучит тропарь пророка Иоиля, акафист, и возносятся молитвы о его заступничестве перед Престолом Божьим.

Источник: http://fb.ru/article/228189/ioil-prorok-jitie-prorochestva-tolkovanie-molitva-i-akafist-proroku-ioilyu

Иоиль (пророк): житие, пророчества, толкование, молитва и акафист пророку Иоилю | Христианство на 4-women.ru

Пророк иоиль молитва

В V веке до нашей эры на территории нынешней Палестины родился пророк Иоиль – один из двенадцати «малых» пророков Израиля. Такое название эти избранники Божьи получили не за малозначительность своих деяний, а лишь за ограниченный объём оставленных после себя записей. Иоиль был первым в их череде. Именно его пророчества в письменном виде дошли до нас.

Согласно ветхозаветным текстам, родился пророк в Заиорданской области, в древнем городе Вефороне. Когда он достиг зрелого возраста, на царство Иудейское обрушились страшные несчастья.

Наступила ужасная засуха, от которой погибла значительная часть урожая, а то, что удалось спасти, было уничтожено бесчисленными стаями саранчи, налетевшими в таком количестве, что заслонили собой солнечный свет.

По всей Земле Обетованной люди умирали тысячами, и там, где прежде слышался смех, отныне раздавались лишь стоны и рыдания. Народ не знал, что предпринять и как избавиться от наступившей беды. В это отчаянное время Иоиль-пророк обратился к ним со словами, которые были навеяны ему дыханием Божьим.

Иоиль (пророк): житие, пророчества, толкование, молитва и акафист пророку Иоилю

Пророк иоиль молитва

В V веке до нашей эры на территории нынешней Палестины родился пророк Иоиль – один из двенадцати «малых» пророков Израиля. Такое название эти избранники Божьи получили не за малозначительность своих деяний, а лишь за ограниченный объём оставленных после себя записей. Иоиль был первым в их череде. Именно его пророчества в письменном виде дошли до нас.

Книга пророка Иоиля

Пророк иоиль молитва

TR | UK | KK | BE | EN |

Христианство • Иудаизм

Состав Библии

Танах (Тора • Пророки • Писания)Ветхий Завет • Новый ЗаветМасора • АпокрифыВтороканонические книги

Самаритянское Пятикнижие

Переводы Библии

Септуагинта • ВульгатаТаргум • ПешиттаЦерковнославянский переводСинодальный переводБиблия короля ЯковаСтаролатинский перевод

Библия Лютера

Библеистика

Библейская хронологияКумранские рукописиРукописи БиблииКаирская генизаБиблейская археологияИсагогика

Библейская критика

Интерпретации

Герменевтика • ЭкзегетикаПешер • Мидраш • Пардес

Аллегоризм • Буквализм

Эсхатология

Пророчества • МессияВторое пришествие • АнтихристАрмагеддон • Страшный судХилиазм • Вечная жизнь

Библейские
персонажи

Адам • НойАвраам • Исаак • ИаковМоисейДавид • СоломонИсаия • ИезекиильДева Мария • Иисус ХристосАпостол Пётр • Апостол Павел

Библейские
сюжеты Сотворение мира • ГрехопадениеВсемирный потопВавилонская башняСодом и ГоморраЖертвоприношение ИсаакаИсход • Золотой телецРождество Христово • Преображение • Воскресение
п·о·р

Книга пророка Иоиля — шестнадцатая часть Танаха, часть Библии, написанная пророком Иоилем. Книга в синодальном переводе, а также Вульгате и Септуагинте состоит из трёх глав в иудейском каноне из четырёх, вторая глава канонических переводов соответствует второй и третьей главам (текст Иоиля 2:28-32) масоретского текста.

  • 1 Автор и время написания
  • 2 Основные темы
  • 3
  • 4 Книга Иоиля и христианство
  • 5 Примечания
  • 6 Источники

Автор и время написания

О личности пророка и времени его жизни ничего не известно (1:1). Имя Иоиль означает «Господь есть Бог» (по смыслу тождественно с именем Илия). Нам также известно, что он был сыном Вафуила.

Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее Иоил. 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32).

Также можно предположить, что он был священником или храмовым пророком.

Из-за крайней скупости описания современных ему событий в книге невозможна даже приблизительная датировка её написания. Однако на основе перечня врагов Иудеи и некоторых стилистических особенностей было создано несколько гипотез относительно времени создания книги:

  • XI век до н. э., во время малолетства Иоаса, в этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
  • VIII век до н. э., во времена Осии и Амоса;
  • 639 – 608 гг. до н. э., во время правления царя Иосии;
  • около 500 г. до н. э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка Захарии;
  • около 400 г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков Ветхого Завета.

Основные темы

Книгу Иоиля можно рассматривать как краткое изложение основных тем затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Иоиль — пророк покаяния, призывающий к посту и молитве. Христиане почитают Иоиля, в том числе и как пророка Пятидесятницы.

По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречён на голод. Нашествие саранчи представлено в книге как день Господень – день тьмы и мрака (2:1-2), как опустошение от Всемогущего придет он (1:15). Саранча уподобляется воинам вражеской армии разоряющих землю (1:6, 2:2-11).

За описанием бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, в отличие от многих пророков Иоиль в покаяние выделяет не только внутреннюю его сторону, но и внешнюю, культовую (2:12-17). Вслед за призывом покаяния следует резкая смена темы и пророк предсказывает возрождение и благоденствие (2:18-26).

Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Иоиля особенно ярко представлено, что день Господень это и радость и горе. Первое пророчество, связанное с ним, – это пророчество о нисхождение Духа Божьего на Его народ.

(2:28-29) Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, назареев, царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделён этим даром.

Потом следует мрачная картина знамений того дня (2:30-31), но и обещание спасения для всех, призывающих Имя Божье.

Третья глава описывает великий суд в «долине Иосафата». Это название буквально означает «ГОСПОДЬ судит» и символизирует собой место, где Господь будет судить народы.

В стихе 14 она названа «долиной суда», из стиха 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с нынешней «долиной Иосафата» (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма).

Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н. э. В данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им.

Книга Иоиля и христианство

Текст книги пророка Иоиля достаточно часто упоминается в Новом Завете. Особенное значение имеют строки, относящиеся к последним дням. Так его описание предзнаменований пришествия дня Господня цитируется Иисусом Христом, когда он говорит о пришествии Сына Человеческого (Мф. 24:29, Мк. 13:24-25, Лк 21:25).

Слова о нисхождении Духа Божьего цитирует Петр, первый раз проповедуя в день Пятидесятницы (Деян. 2:17-21). Павел в Послании к римлянам, толкуя стих 2:32, делает ударение на слове «всякий», то есть так, что к народу Божьему принадлежит всякий, кто призывает имя Божье и кого призвал Господь Рим. 10:12—13).

Книга Иоиля находит множество параллелей в Откровении Иоанна Богослова.

Примечания

  1. Catholic Encyclopedia: Joel (англ.)
  2. Jewish Encyclopedia: Book of Joel (англ.)

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%98%D0%BE%D0%B8%D0%BB%D1%8F-186138.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.