Мученик евпсихий кесарийский молитва

Святому мученику Евпсихию Кесарийскому (Каппадокийскому)

Мученик евпсихий кесарийский молитва

Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Страда́ния благоду́шно, блаже́нне, твоя́, Евпси́хие му́чениче, поя́, молю́ тя́: ко Го́споду име́я дерзнове́ние, ду́шу мою́ страсте́й мучи́тельства исхити́.

Ум тво́й, манове́нием е́же к Бо́гу, презре́ вся́ жития́ кра́сная, блаже́нне, и ве́сь красе́н яви́ся, над страстьми́ ца́рствовав Евпси́хие.

Бы́сть вои́стинну терпели́в, егда́ му́ками искуша́шеся и боле́зньми, вся́ удивля́я безбо́жныя, и страда́лец и́стинен познава́емь.

Богородичен: Пло́ти подо́бием роди́вся из Тебе́, Влады́ка обнови́ на́ше обветша́вшее, Отрокови́це, естество́ и ме́ртвыя небе́сны соде́ла.

Пе́снь 3

Ирмос: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Разу́мна су́ща пове́дают безу́мнии тебе́, злочести́вому кня́зю, безу́мно де́моном служа́щему.

На высоту́ муче́ния твоего́ возне́сшу ти ся, Ангел я́влься, тебе́ дерзнове́нна устроя́ет, страстоте́рпче Евпси́хие.

Поя́, пребы́л еси́ в темни́це, Бо́га и Го́спода испове́дая, храни́тель же Сего́ повеле́нием показу́яся.

Богородичен: Пе́ние благода́рственно страда́льческий ли́к пое́т Тебе́, Отрокови́це Чи́стая, Твои́ми хода́тайствы победоно́сец бы́в.

Пе́снь 4

Ирмос: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Ра́дуяся, му́чениче, разда́л еси́ вся́ име́ния ни́щим, муче́ния бога́тство некра́домо и ра́дость нестаре́емую противостяжа́в.

Свяще́нно просвеща́емь, тму́ несвяще́нных ты́ обличи́л еси́, ну́дити искуша́ющих тя́, отвести́ ле́стию злоде́монскою.

Иже пре́лести прилежа́щии тебе́, неле́стными нра́вы украше́нному, дивля́хуся, источа́ющу живото́чныя словеса́, досточу́дне.

Богородичен: Превы́шши си́л небе́сных Ты́ су́щи, плотски́х страсте́й вы́шший у́м мо́й, Де́во, покажи́.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

Терпе́л еси́ плотски́я я́звы терпели́вно, обе́шен бы́в, блаже́нне Евпси́хие, прии́скренно Влады́це всея́ тва́ри.

Пое́ши Христу́, по ре́бром, му́чениче, стру́жемь и ко́жи одира́емь, му́жественным по́мыслом терпели́внейший.

Пою́щу Бо́гу, явля́ется тебе́ Ангел, к подвиго́м обуча́я тя́, я́же, о Го́споде возмога́емь, соверши́л еси́.

Богородичен: О и́же на Тя́ наде́жды все́х, Влады́чице, возложи́вших при́сно моли́ся, я́ко да бу́дущего осужде́ния изба́вимся.

Пе́снь 6

Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.

Обурева́ет у́бо муче́ний тягота́, не мо́жет же погрузи́ти тя́, му́чениче: Христа́ бо и Бо́га Помо́щника име́л еси́ и Ко́рмчия, направля́юща тя́ ко приста́нищу ти́хому Своего́ Ца́рствия, Евпси́хие.

Красно́ твое́ воста́ние, му́чениче, душе́вное сопроти́вным показу́я, яви́лся еси́ те́м стра́шен, удивля́я терпе́нием о́нех зломы́слие, и прия́т от Христа́ подвиго́в побе́ды возме́здие.

Без пра́вды пролия́нною кро́вию погрузи́л еси́ ве́сь де́монский по́лк и злочести́вых мно́жество истопе́; ве́рных же напои́ся собо́р, Евпси́хие, бога́тно, святы́х му́ченик украше́ние.

Богородичен: Испра́ви спа́дша мя́ всего́, я́ко страсте́м отве́рзшаго две́рь, и Твои́м благи́м хода́тайством к покая́ния вхо́дом введи́, и спаси́ мя, все́х Спа́са ро́ждшая и Го́спода.

Седа́лен, гла́с 1

Благоду́шно до́брый соверши́в по́двиг, победи́л еси́ врага́ супоста́та, му́чениче, по́чести и чудеса́ от Бо́га прие́м. Те́мже вся́ ве́рных Це́рковь ублажа́ет тя́, в настоя́щий де́нь богохва́льно почита́ющи.

Пе́снь 7

Ирмос: Отроцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Собо́ром му́чеников причи́слился еси́ и лико́м боже́ственных безпло́тных, от безслове́сия страсте́й те́ло удержа́в, хра́бровал еси́ изря́дно, страда́льче Христо́в треблаже́нне.

О, до́брыя твоея́ ку́пли! Го́рстию бо кро́ве измени́л еси́ вы́шнее Ца́рство, му́дре, в не́мже и воспева́еши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Па́даеши, уязви́вся мече́м, му́чениче, и без ме́ры хва́лящагося велиа́ра спопира́еши и я́звами ссека́еши неисце́льно, твоему́ кре́пкому уму́ злообра́зно прирази́вшася.

Богородичен: Го́ру Тя́ проро́к Дании́л Боже́ственным Ду́хом нарече́, Де́во, из нея́же ка́мень — Христо́с — без руку́ отсече́ся и сокруше́ние соде́ла истука́нных пре́лести.

Пе́снь 8

Ирмос: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Победи́тель мучи́телей и духо́в бы́л еси́ нечи́стых, ве́рных же челове́ков, страда́льче Евпси́хие, сла́ва и похвала́, тя́ восхваля́ющих свяще́нными пе́сньми и превознося́щих Христа́ во вся́ ве́ки.

Кесари́йстии свяще́ннии воспева́ют тя́ лю́дие, преблаже́нне: в то́м бо, му́чениче, лежа́, те́ло твое́ источа́ет исцеле́ний струи́, стра́сти потопля́ющия и ве́рных сердца́ ороша́ющия боже́ственно.

Вше́д му́жески в подвиго́в суди́ще, му́чениче, стро́ган бы́л еси́ да́же до члено́в и до самаго́ вну́тренняго строе́ния, но яви́лся еси́ ве́сь непрекло́нен, непоколеби́мь, те́м венцы́ прия́л еси́ побе́ды.

Богородичен: Ми́лостивая Де́во, Яже ми́лостиваго Сло́ва ро́ждши, немилосе́рдаго мя́ ту́не уще́дри, отча́яннаго прегреше́ньми безме́рными и не обраща́ющася, но в ле́ности житие́ ижди́вша.

Пе́снь 9

Ирмос: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

На дре́во воздви́жен бы́л еси́, стра́сть вообража́я Безстра́стнаго и стра́сти ума́лившаго благочести́вых за милосе́рдие, му́чениче Евпси́хие.

Ви́дено бы́сть чу́до ве́лие в твое́й кончи́не: вме́сто бо кро́ве млеко́ с водо́ю главе́ твое́й, отсе́чене бы́вшей, му́чениче, истече́.

Твои́ми удесы́, всеблаже́нне, Препросла́вленный еди́н Бо́г просла́вися в прославле́нии всесвяты́я твоея́ па́мяти, я́коже проре́кл еси́.

Дне́сь весе́лие в твое́й боже́ственней па́мяти Це́рковь познава́ет, Евпси́хие, в ню́же пою́щия тя́ вся́ спаса́й моли́твами твои́ми.

Богородичен: Све́том мя́ покая́ния озари́, Де́во, греха́ но́щию омраче́ннаго и уны́ния мгло́ю спокрове́ннаго.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_aprel/kan_22aprel_evpsihii.html

ЕВПСИХИЙ

Мученик евпсихий кесарийский молитва

[греч. Eὐψύχιος] († 361-363), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 117-138, пам. 7 сент.).

Источники

Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109)
Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109)Греч. источники, содержащие сведения о мч. Е., условно делятся исследователями на 2 группы по причине существования 2 традиций почитания святого.

Согласно одной традиции, мученичество Е. относится к периоду гонений имп. Юлиана Отступника (361-363), согласно другой – к правлению имп. Адриана (117-138). К числу источников, представляющих 1-ю традицию, принадлежит прежде всего анонимное Мученичество Е. (BHG, N 2130), сохранившееся в единственной рукописи греч. минеи за апр.

из мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 254. Fol. 83-86v. XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом (Ehrhard. S. 611-614), к-рый предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л. Г. Вестеринком). Впосл. работу с текстом продолжил Ф. Алькен, в 1983 г.

Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Е. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 23-24) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 37), Сказания, помещенные под 7 сент. Также известен канон Е., написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), к-рый содержится в греч.

минее под 9 апр. и строго следует тексту Мученичества.

В основе 2-й традиции лежит описание преследования христ. населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизант. церковного историка Созомена (Sozom. Hist. eccl. V 4 11). Рассказ Созомена послужил основой для заметок, помещенных под 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 593) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396).

Кроме агиографических источников сведения о почитании Е. в Кесарии в IV в. содержатся в письмах свт. Григория Богослова (Ep. 58, датируется ок. 372-373) и свт. Василия Великого (Ep.

100, 142, 200, 252, 372-376). Вопреки мнению нек-рых исследователей (Aubert. P. 1420; Burchi. Col. 238) 176-е письмо свт. Василия Великого к еп. Амфилохию Иконийскому (PG. 32. Col.

653) не является свидетельством о почитании Е.

Мученичество

Е. род. в Кесарии Каппадокийской (М. Азия), происходил из знатного семейства. С юных лет был благочестив. Торжество по поводу женитьбы Е. совпало с праздником в честь богини Тихи (Фортуны). Возмущенный идолопоклонством сограждан, Е. во главе др.

христиан разгромил языческое святилище, о чем было донесено имп. Юлиану Отступнику. Зная, что ему предстоит мученическая кончина, Е. раздал имущество бедным. Гнев императора обрушился на весь город. Император казнил мн. знатных христиан, отнял имущество у церквей, мн.

клириков насильно отправил в армию. С города было снято почетное название Кесария (от «кесарь» – титул рим. императоров), полученное при имп. Клавдии (41-54), и возвращено прежнее название – Мазака. Кроме того, со всех жителей стали собирать налог на восстановление святилища Фортуны. Е.

был арестован, его принуждали принести жертвы идолам, но он не поддавался угрозам. После пыток, во время к-рых Е., подвесив на дереве, строгали железными крючьями, мученик был усечен мечом. Из раны вместо крови вытекли вода и молоко. Тело Е. погребли христиане.

После гибели Юлиана Отступника и прекращения гонений над погребением Е. была воздвигнута церковь, от мощей мученика происходили исцеления.

Научная проблематика

Мч. Евпсихий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Мч. Евпсихий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)Бытование 2 традиций почитания Е. заставило исследователей выдвинуть гипотезу о существовании 2 Евпсихиев, живших в Кесарии во II и IV вв.

Впервые это предположение было выдвинуто кард. Цезарем Баронием, затем болландистами, разместившими статьи о 2 Евпсихиях в разных томах Acta Sanctorum, и др. исследователями. Однако после обнаружения Мученичества нек-рые ученые (И. Делеэ, Алькен и др.) пришли к выводу, что во всех источниках речь идет об одном и том же лице.

Издатель Мученичества, Вестеринк, придерживается этого же мнения, приводя следующие аргументы: несмотря на то что в источниках фигурируют 2 дня памяти Е., невозможно вывести закономерность их распределения (напр., в Мученичестве это 9 апр., в синаксарных заметках, основанных на Мученичестве,- 7 сент.) (Westerink. 1983. P. 674). Др.

исследователи предположили, что существование 2 дат объясняется тем, что 7 сент. справлялась память одного Е., поскольку это был день его мученичества, а 9 апр. совершалось торжество в честь Дамаса, Е. и др. Кесарийских мучеников (MartRom. P. 131). Кроме того, Вестеринк обращает внимание на письма свт.

Василия Великого, которые представляют собой свидетельство современника (свт. Василий вернулся в Кесарию вскоре после смерти имп. Юлиана). Из этих писем следует, что святитель знал только одного мученика по имени Е. (пам. 7 сент.- PG. 32. Col. 505) и уделял большое внимание дню его памяти. Т. о.

, исследователь приходит к заключению, что Мученичество Е. относится ко времени правления Юлиана Отступника, а лит. текст Мученичества написан гораздо позднее (отсюда неточности в описании реалий – Westerink. 1983. P. 671).

Основной текст Мученичества может быть древнее вступления, написанного более высоким стилем и представляющего собой обращение автора к заказчику Мученичеств, возможно митрополиту Кесарийскому (Ibid. P. 670).

Тем не менее предположение об отсутствии почитания Е. до 70-х гг. IV в. не согласуется с содержанием одного из писем свт. Василия Великого. В 252-м письме, представляющем собой приглашение епископам Понтийского диоцеза, cвт.

Василий пишет: «поскольку Евпсихий и Дамас, а также окружающий их сонм, чья память справляется ежегодно в нашем городе и по всей округе, являются славнейшими из мучеников, Церковь… напоминает… чтоб вы вернулись к своему давнему обычаю посещать [наш город]» (PG. 32. Col. 940).

Отдельно исследователи рассматривали вопрос об одном месте из трудов Арефы, архиеп. Кесарийского (Aretha. 1968 P. 300), где он упоминает Е. Описывая мягкость канонических правил в ранней Церкви, он приводит в качестве примера Е.

, говоря, что тот был «рукоположен после вступления в брак». Нек-рые исследователи приняли это утверждение Арефы как свидетельство того, что Е. был пресвитером (в др. источниках об этом не говорится) (см., напр.: Burchi. P. 237).

По мнению других, слова Арефы основаны на местной устной традиции (Halkin. 1973. P. 414). Вестеринк предполагает, что Арефа почерпнул сведения о Е. у Созомена и при этом совместил информацию о Е., к-рый, по сообщению историка, женился незадолго до мученической кончины (Sozom. Hist.

eccl. V 11), и о пресв. Василии, также пострадавшем в Кесарии при Юлиане Отступнике (Westerink. 1983. P. 667).

Ист.: BHG, N 2130; MartRom. P. 131, 384; Stiltingus J. De st. Eupsychio martyre Caesareae in Cappadocia sylloge: Ex Fastis Graecis et Latinis // ActaSS. Sept. T. 3. P. 6-8; Henschenius G. De sancto Eupsychio martyre Caesareae in Cappadocia // Ibid. Apr. T. 1. P. 822-824; Aretha, archiep. Caesarensis. Scripta Minora / Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1968. T. 1. P. 300; PG. 32. Col. 504-505 [Basil. Magn. Ep. 100]; PG. 32. Col. 592 [Eusebio, ep. Samosatorum // Basil. Magn. Ep. 142]; PG. 32. Col. 733-736 [Amphilochio, Iconii episcopo // Basil. Magn. Ep. 200]; PG. 32. Col. 940 [Basil. Magn. Ep. 252 (рус. пер.: Василий Великий, свт. К епископам Понтийской области // Творения. М., 1873. Ч. 7. С. 186-187)]; PG. 37. Col. 113-118 [Greg. Nazianz. Ep. 58]; PG. 117. Col. 37, 396 [Минологий Василия II]; Sozom. Hist. eccl. V 4, 11; SynCP. Col. 23, 593, 596; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 205-206; Μαρτύριον τοῦ ἁγίου μάρτυρος Εὐψυχίου / Ed. L. G.Westerink // HUS. 1983. Vol. 7. P. 676-679; ЖСв. Апр. С. 146-149. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 135; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 611-614; Delehaye H. Quelques dates du Martyrologe Hiéromymien // AnBoll. 1931. Vol. 49. P. 41-44; Halkin F. Un ménologe de Patmos (ms. 254) et ses légendes inédites // Ibid. 1954. Vol. 72. P. 15-35; idem. Aréthas de Césarée et le martyr St. Eupsychius // Ibid. 1973. Vol. 91. P. 414; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1141; Aubert R. Eupsychius // DHGE. Т. 14. P. 1419-1420; Burchi P. Eupsichio // BiblSS. Vol. 5. P. 237-238; Westerink L. G.The Two Faces of St. Eupsychius // HUS. 1983. Vol. 7. P. 666-679; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 158.

Гимнография

Память Е. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445), последование Е. включает минимальный набор песнопений – стихиры, канон авторства Иосифа, плагального 4-го (т. е.

8-го) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуия» на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 145) под 9 апр. упоминается Е. с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Е.

отличается краткостью – пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апр. появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610), тем не менее последование Е. по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна.

Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, можно встретить кондак Е., но это является скорее исключением.

Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τοὺς Εὐψυχίου εὐψύχως ᾄδω πόνους. ᾿Ιωσήφ (      в слав.

печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσε ξηρὰν (    ), нач.: Τοὺς ἄθλους εὐψύχως, μάκαρ (   ); цикл из 3 стихир-подобнов (в греч. и слав. Минеях набор стихир отличается; в слав. Минее XII в.

содержится еще одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в совр. слав. Минее – Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 56); седален. В рукописях встречается кондак Е., не вошедший в печатные издания, 7-го гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся» (см., напр., в Псалтири следованной нач.

XVII в.- РГБ. Троиц. № 340. Л. 411 об.).

Иконография

Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)
Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)Е. изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко – в воинских доспехах. Образ Е. представлен в большинстве подробных минейных циклов под 9 апр.

В лицевых рукописных минеях – в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 109 об.) изображен в рост, молодым, безбородым, с темными, слегка вьющимися волосами средней длины, в красном гиматии с лиловым тавлионом (знак аристократического и воинского достоинства) и в лилово-розовом хитоне; в росписи храмов: Св.

Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- оглавно; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) – 2-й ряд сверху, 3-я группа слева, темноволосый мученик с короткой бородой, облачен в лилово-синий хитон и красный гиматий; «Минея годовая» (1-я пол. XVI в.

, Россия, Музей икон г. Рекклингхаузена); «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., Россия, частное собрание), а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713; в воинских доспехах, с крестом в правой и щитом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730; в хитоне и гиматии). В настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Пече, Косово и Метохия (1561), Е.

изображен в мучении (заколот мечом).

В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, – в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 9 апр. святой ошибочно назван Евтихием, о нем сказано: «…юный, был усечен мечем» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном подлиннике XVIII в.

приведено подробное описание облика Е.: «Подобием млад, взором умилен, власы на главе русы и кудреваты аки Георгиевы, риза верхняя лазоревая, исподняя киноварная, в сапогах желтых и в бронях, в руке меч, а в левой ножны; сей рода патрикийского благородия, пострада во младости за Христа» (Филимонов. Иконописный подлинник.

1874. С. 315-316).

Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 210; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 295; Миjовић. Менолог. 1973. С. 357, 371, 386; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 23, 25.

Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Евпсихий († 361-363), мученик Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.) АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта) АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок.

305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта) АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая) АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня) АКИНДИН, ПИГАСИЙ, АНЕМПОДИСТ, АФФОНИЙ, ЕЛПИДИФОР († между 330 и 345), мученики Персидские (пам. 2 нояб.) АНАНИЯ мч. Персидский (пам. 1 дек.) ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап.

14 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.) АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.) АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.) АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок.

305), и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.) АКАКИЙ НОВЫЙ Апамейский († 322 или 323), мч. Милетский (пам. 28 июля) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/187277.html

Мученик Мамант избавляет от долгов

Мученик евпсихий кесарийский молитва

2 (15) сентября Православовная Церковь чтит память святого чудотворца Маманта. Святой Мамант происходил из малоазийской провинции Пафлагония в Римской империи, из города Гангры. Его родители-христиане, Феодот и Руфина, принадлежали к высшему сословию патрициев. Когда император Аврелиан (270-275 гг.

) воздвиг жестокое гонение, то они были схвачены среди первых, и сын Феодота и Руфины увидел свет в сумрачной и сырой темнице. Отец не успел узнать о рождении сына, ибо прежде этого предал свой дух Богу. За супругом в небесные обители последовала и Руфина, молитвенно препоручив младенца Господу.

Бог услышал предсмертную молитву святой Руфины: богатая вдова христианка Аммия с честью погребла тела мучеников, а мальчика взяла к себе в дом и окружила материнской заботой. Она назвала малыша Мамантом (в сирийской и греческой транскрипции Мамас), потому что первое слово, которое он произнес, было «мама». Святой Мамант рос добрым христианином.

Он легко и охотно схватывал грамоту, был не по летам рассудителен, благоразумен речами и личным примером обращал в христианство многих своих сверстников. Об этом донесли правителю Демокриту. Из уважения к знатному происхождению юноши Демокрит не решился подвергнуть его пыткам и отослал к императору Аврелиану.

Тот сначала лаской, а затем угрозами намеревался совратить Маманта в языческую веру, но святой безбоязненно исповедал себя христианином и обличил безумие язычников, поклоняющихся бездушным истуканам. Разъяренный император подверг юношу жестоким истязаниям и, в конце концов, приказал утопить его.

Но Ангел Господень спас Маманта и привел на высокую гору неподалеку от Кесарии, в римской провинции Каппадокия. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и подвизался в строгом воздержании и молитве. Там святой жил, пока ему не исполнилось пятнадцать лет. Собеседниками его были львы и другие дикие звери.

Питался Мамант молоком диких коз и ланей. Вскоре слава о богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха.

Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл свое имя, зная, что его ожидает мученическая смерть за Христа. Так пятнадцатилетний Мамант предал себя в руки мучителей и был приведен на суд наместника Александра, который подверг его изощренным и долгим истязаниям. Однако они не сломили христианскую волю святого.

Когда святого Маманта отдали на съедение зверям, те не тронули его. Тогда один из языческих жрецов поразил его трезубцем. Смертельно раненый, святой Мамант вышел за пределы города. Там, в небольшой каменной пещере, он предал свой дух Богу, Который призвал святого мученика Маманта в горние селения. Это произошло в 275 году.

Верующими он был погребен на месте кончины. В скором времени христиане, жившие в Кесарии Каппадокийской и прибегавшие к мученику со своими недугами и скорбями, стали получать от него благодатную помощь.

Святитель Василий Великий, занимавший епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской в середине IV века, и, вероятно, из личного опыта знавший о действенном предстательстве не так давно погребенного в его епархии мученика Маманта, призывал свою паству словами: «Поминайте святого мученика: те, кто видел его в видении, кто из живущих на сем месте имеет его помощником, кому из призывающих имя его он помог самим делом, кого из заблудших в жизни наставил, кого от недугов исцелил, чьих детей, уже умерших, снова возвратил к жизни, чью жизнь продолжил – все, собравшись воедино, принесите хвалу мученику».

Святой Мамант — один из наиболее почитаемых святых, вместе с великомучеником Георгием, апостолом Варнавой, мучеником Миной, мученицей Мариной и первомученицей Феклой, на Кипре.

Это, прежде всего, связано с тем, что согласно кипрскому преданию, честное тело святого Маманта уже в византийские времена перевезли с малоазийских берегов на Кипр и погребли в епархии Морфу.

На этом месте был выстроен храм святого Маманта, где почивали его святые мощи. Сейчас этот храм, находится на оккупированных с 1974 года турками территориях.

Сегодня в разных уголках острова можно от местных жителей услышать множество повествований о святом Маманте. Приведем одно предание, возникшее в годы турецкого владычества на острове (1570-1878 гг.). Вероятно, оно послужило основой достаточно поздней иконографии святого Маманта, сидящего на льве и держащего барашка на руках.

Предание гласит, что некогда святой Мамант, бедный пустынник, жил в пещере в епархии Морфу на Кипре. Когда его, как и всех жителей Кипра, турецкие власти принудили платить дань, он отказался. Тогда его повели к наместнику, представителю Османской империи, на острове. По дороге святой Мамант увидел такую сцену: лев охотится на барашка.

Святой кивнул льву, повелевая ему отпустить барашка. Тот проявил незамедлительное послушание и сам последовал за святым. Устав от долгого пути, святой Мамант взял барашка на руки, сел на льва и так продолжал свой путь к наместнику.

Наместник, увидев умилительную картину — Маманта, восседавшего на льве с барашком в руках, с уважением отпустил святого подобру-поздорову и освободил от обязанности платить дань Османской империи.

Велика слава святого Маманта на Кипре. Из-за множества сотворенных им чудес кипрский летописец Леонтий Махерас восклицал: «И до кончины своей не успею описать всех его благодеяний!». 

Молятся об избавлении налогов, кредитов, долгов, несправедливых притеснений со стороны властей.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4.

Мученик Твой, Господи, Мамонте, во страдании своём венец принят нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

КОНДАК, ГЛАС 2.

Звезда светлая явился еси прелестная мирови. Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпце Мамонте, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем тя, страстотерпче святый Мамонте, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа потерпел еси.

        Читать 3 раз в день 40 дней. И пойти на исповедь причастие.

          Добро пожаловать на мой сайт.  celitel.kiev.ua

Источник: https://celitel.kiev.ua/molitvy/105-2012-10-22-11-23-28.html

Канон святому мученику Евпсихию Кесарийскому – Святцы

Мученик евпсихий кесарийский молитва
Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Страдания благодушно, блаженне, твоя, Евпсихие мучениче, поя, молю тя: ко Господу имея дерзновение, душу мою страстей мучительства исхити.

Ум твой, мановением еже к Богу, презре вся жития красная, блаженне, и весь красен явися, над страстьми царствовав Евпсихие.

Бысть воистинну терпелив, егда муками искушашеся и болезньми, вся удивляя безбожныя, и страдалец истинен познаваемь.

Богородичен: Плоти подобием родився из Тебе, Владыка обнови наше обветшавшее, Отроковице, естество и мертвыя небесны содела.

Ирмос:

Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.

Разумна суща поведают безумнии тебе, злочестивому князю, безумно демоном служащему.

На высоту мучения твоего вознесшу ти ся, ангел явлься, тебе дерзновенна устрояет, страстотерпче Евпсихие.

Поя, пребыл еси в темнице, Бога и Господа исповедая, хранитель же Сего повелением показуяся.

Богородичен: Пение благодарственно страдальческий лик поет Тебе, Отроковице Чистая, Твоими ходатайствы победоносец быв.

Седален, глас 1

Благодушно добрый совершив подвиг, победил еси врага супостата, мучениче, почести и чудеса от Бога прием. Темже вся верных Церковь ублажает тя, в настоящий день благохвально почитающи.

Слава, и ныне: Настави ны на путь покаяния, уклоньшияся присно к безпутием зол и Преблагаго прогневавшия Господа, Неискусобрачная Благословенная Марие, прибежище отчаянных человеков, Божие жилище.

Крестобогородичен: Зрящи Тя, Христе, Всенепорочная Мати, мертва на Кресте простерта, вопияше: Сыне Мой, Собезначальне Отцу и Духу, что неизреченное Твое сие смотрение, имже спасл еси пречистых рук Твоих, Щедре, создание?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.