Молитва пророка иона

Книга пророка Ионы

Молитва пророка иона

1. И было слово Господне къ Іонѣ, сыну Амаѳіину, и сказано:

2. Встань и иди въ Ниневію, городъ великій, и проповѣдуй въ немъ, ибо вопль о злобѣ его дошелъ до Меня.

3. И всталъ Іона, чтобы бѣжать отъ лица Господня въ Ѳарсисъ 1); и сошелъ въ Іоппію и нашелъ корабль, шедшій въ Ѳарсисъ, и далъ плату свою за провозъ, и вошелъ въ него, чтобы плыть въ Ѳарсисъ съ ними отъ лица Господня 2). И Господь воздвигъ сильный 3) вѣтръ на морѣ, и сдѣлалась великая буря на морѣ, и корабль подвергался опасности быть разбитымъ.

4. И убоялись корабельщики и взывали каждый къ своему богу, и начали выбрасывать въ море вещи, бывшія на кораблѣ, чтобы облегчить (его) отъ нихъ. А Іона спустился ко дну корабля, и тамъ спалъ и храпѣлъ.

5. И подошелъ къ нему кормчій и сказалъ ему: „что ты храпишь? вставай и моли Бога твоего, чтобы Богъ спасъ насъ, и мы не погибли бы“.

6. И сказали другъ другу: „пойдемте, бросимъ жребій и узнаемъ, за кого это бѣдствіе (пришло) на насъ“?

7. И бросили жребій, и палъ жребій на Іону.

8. И сказали ему: „скажи намъ, за кого бѣдствіе это (пришло) на насъ; какое твое дѣло, откуда идешь и куда идешь 4), и изъ какой страны и изъ какого ты народа“?

9. И сказалъ онъ имъ: я рабъ Господень и я чту Господа Бога небеснаго, Который сотворилъ море и сушу.

10. И убоялись люди великимъ страхомъ и сказали ему: „что это ты сдѣлалъ“? ибо (эти) люди узнали, что онъ убѣжалъ отъ лица Господа, какъ онъ объявилъ имъ.

11. И сказали ему: „что

1) Думаютъ, что Ѳарсисъ находился въ Испаніи. Толк. Библ. VII, 220. Knabenbauer. 1. с. 1, 367 р.

2) „Думая, что Господь являетъ Свое присутствіе въ одномъ только Іерусалимѣ“. Ѳеодоритъ.

3) Слав. велій соотв. μέγα въ 22, 42, 45, 51, 63, 97, 132, альд. изд., въ вульг. magnum, въ др. нѣтъ.

4) Слав. и камо идеши соотв. καὶ ποῦ πορεύῃ—22, 36, 40, 42, 62, 68, 87 и др. и альд., вульг. quo vadis, а въ алекс., ват. и др. нѣтъ.

55

намъ сдѣлать съ тобою, чтобы море утихло для 1) насъ“? ибо море поднималось и болѣе и болѣе увеличивало волненіе.

12. И сказалъ имъ Іона: возьмите меня и бросьте 2) въ море, и утихнетъ море для 3) васъ, ибо я узналъ, что это сильное волненіе изъ за меня поднялось на васъ.

13. И старались люди пристать 4) къ землѣ, но не могли, ибо море болѣе и болѣе прибывало и поднималось на нихъ.

14. И возопили ко Господу и сказали: нѣтъ, Господи! да не погибнемъ за душу человѣка сего и да не возложишь на насъ праведной крови 5), ибо Ты, Господи, какъ восхотѣлъ, такъ и сдѣлалъ.

15. И взяли Іону и бросили его въ море, и утихло море отъ волненія своего.

16. И убоялись мужи страхомъ великимъ Господа, и принесли жертву Господу и усердно помолились 6).

Глава вторая

1. И повелѣлъ Господь киту великому проглотить Іону. И былъ Іона во чревѣ кита три дня и три ночи.

2. И помолился Іона Господу Богу своему изъ чрева кита,

3. И сказалъ: я возопилъ въ скорби моей къ Господу Богу моему, и Онъ услышалъ меня: изъ чрева адова вопль мой, Ты услышалъ голосъ мой 7).

4. Ты низвергъ меня во глубину сердца морского и рѣки окружили меня, всѣ валы 8) Твои и волны Твои прошли надо мною.

5. И я

1) Гр. ἀφ᾽ ἡμῶν—слав. отъ насъ, въ синод. пер. для насъ, у Іер. ad nos, въ евр. מעלינו—по причинѣ насъ, т.е. отъ волненія изъ за насъ, возбужденнаго нами, причиною коего были мы…

2) Въ большинствѣ (въ алекс., ват. и др.) гр. спп. доб. με, въ слав., компл. и альд. и нѣкоторыхъ спп. лук. нѣтъ.

3) См. прим. къ 11 ст.

4) Гр. ἐπιστρέψαι—возвратитися.

5) Пусть не будетъ на насъ отвѣта за смерть невиннаго сего человѣка.

6) Гр. ἤυξαντο τὰς εὐχὰς—можно перевести: дали обѣты, т. е. и еще принести въ благодарность Богу жертвы, такъ и по евр. читается и толкуется, но мы слѣдуемъ слав. переводу: помолишася молитвами, и толкованію бл. Ѳеодорита. Кириллъ Ал. и Іеронимъ понимали: дали обѣты.

7) Пс. 119, 1.

8) Гр. μετεωρισμοὶ—возвышенія, слав. высоты.

56

сказалъ: отринутъ я отъ очей Твоихъ, увижу ли я еще храмъ святой Твой?

6. Объяла 1) меня вода до души моей 2), глубочайшая 3) бездна окружила меня, погрузилась голова моя въ разсѣлины горъ.

7. Я сошелъ въ землю, у которой запоры на вѣки удерживаютъ 4). Но взыдетъ изъ истлѣнія жизнь моя къ Тебѣ 5), Господи Боже мой!

8. Когда изнемогала во мнѣ душа моя, я вспомнилъ о Господѣ, и да придетъ къ Тебѣ молитва моя, ко храму святому Твоему.

9. Охраняющіе суетное и ложное 6) милость свою 7) оставили.

10. А я со гласомъ хвалы и исповѣданія принесу Тебѣ, что обѣщалъ, принесу во спасеніе мое Тебѣ, Господу.

11. И повелѣлъ Господь 8).

Глава третья

1. И было вторично слово Господне къ Іонѣ и сказано:

2. Встань и иди въ Ниненію, городъ великій, и проповѣдуй въ немъ согласно прежнему повелѣнію 9), которое Я изрекъ тебѣ.

3. И всталъ Іона и пошелъ въ Ниневію, какъ сказалъ Господь. Ниневія же былъ городъ великій у Бога,

1) Гр. περιεχύθη—возліяся, облила кругомъ.

2) Т. е. готова лишить меня жизни. Слав. моея соотв. μου въ ХII, лук. и исих. спп., альд., Ѳеофил., вульг. и евр. т., а въ алекс., ват. нѣтъ.

3) Гр. ἐσχάτη—послѣдняя.

4) Гр. κάτοχοι αἰώνιοι—заклепи вѣчніи.

5) Слав. къ Тебѣ соотв. въ альд., лук. и исих. спп., у Ѳеоф. πρός Σε въ др. нѣтъ.

6) Т. е. чтущіе языческихъ боговъ.

7) „Безъ пощады предали меня морю“. Ѳеодоритъ.

8) Слав. повелѣ Господь (д. з. и им. п.) соотв. προσέταξε Κύριος—въ лук. 22, 36, 45, 51, 62, 147, 238, 240, 310, а об. страд. προσετάγη ἀπὸ Κυρίου—повелѣно было Господомъ. киту, и онъ извергъ Іону на сушу Трехдневное пребываніе (1 ст.

) и изверженіе (11) Іоны изъ чрева кита прообразовали трехдневное пребываніе Іисуса Христа въ землѣ, Его смерть и воскресеніе (Матѳ. 12, 40. Лук. 11, 31—33;.

Молитва Іоны служитъ содержаніемъ для шестой пѣсни утренняго канона въ православномъ богослуженіи.

9) Разумѣется повелѣніе въ 1, 2. Сл. κήρυγμα—значитъ: повелѣніе, приказаніе. Здѣсь это значеніе умѣстнѣе слав. проповѣдь.

57

около трехъ дней прохожденія пути 1).

4. И началъ Іона ходить по городу, сколько можно было пройти въ одинъ день 2), и проповѣдывалъ, говоря: еще три дня, и Ниневія ниспровержена будетъ.

5. И повѣровали мужи Ниневійскіе Богу, и назначили постъ, и облеклись во вретища отъ великаго изъ нихъ до малаго 3).

6. И дошло это слово до царя Ниневійскаго, и онъ всталъ съ престола своего, и снялъ одежду свою съ себя, и облекся во вретище и сѣлъ на пеплѣ.

7. И было объявлено и возвѣщено въ Ниневіи царемъ и вельможами его и сказано 4): люди, и скотъ, и волы, и овцы не должны ничего ѣсть, ни ходить на пастбище, ни воды пить.

8. И одѣлись во вретище люди и скотъ, и прилежно возопили къ Богу, и обратился каждый съ пути своего лукаваго и отъ неправды рукъ своихъ, и сказали:

9. „Кто знаетъ, можетъ быть Господь сжалится и умилосердится 5), и отвратится отъ яростнаго гнѣва Своего, и мы не погибнемъ“?

10. И увидѣлъ Богъ дѣла ихъ, что они обратились отъ путей своихъ лукавыхъ, и раскаялся Богъ о бѣдствіи, которое изрекъ послать на нихъ, и не послалъ 6).

Глава четвертая

1. И опечалился Іона великою печалію, и смутился.

2. И помолился Господу и сказалъ: о Господи! не таковы-ли были слова мои, которыя я говорилъ, еще находясь на землѣ моей? Посему я поспѣшилъ 7) бѣжать въ Ѳарсисъ,

1) Не менѣе трехъ дней надо было употребить, чтобы обойти его.

2) Слав. входити во градъ яко шествіе пути дне единаго. Уклоняемся отъ букв. перевода для ясности рѣчи, согласно синод. переводу.

3) Гр. αὐτῶν опускаемъ для гладкости, какъ и въ синод. пер.

4) Слав. глаголющихъ соотв. лук. спп., Ѳеоф. и альд. λεγόντων, а въ алекс., ват., text. rec. λέγων.

5) Слав. умоленъ будетъ соотв. παρακλήσεται—лук. спп., Ѳеоф. и альд. изд., въ др. нѣтъ.

6) Покаяніе Ниневитянъ восхваляетъ Іисусъ Христосъ. Матѳ. 12, 41. Лук. 11, 32.

7) Гр. προέφθασα—слав. предварихъ, какъ бы впередъ забѣжалъ, предупредилъ.

58

ибо зналъ, что Ты милостивъ и щедръ, долготерпѣливъ и многомилостивъ, и жалѣешь о бѣдствіяхъ (людей) 1).

3. И нынѣ, Владыко Господи, возьми душу мою отъ меня, ибо мнѣ лучше умереть, нежели жить.

4. И сказалъ Господь Іонѣ: неужели ты такъ сильно огорчился?

5. И вышелъ Іона изъ города, и поселился противъ города, и устроилъ себѣ тамъ 2) шалашъ и сѣлъ подъ нимъ въ тѣни, чтобы видѣть, чтó будетъ съ городомъ.

6. И повелѣлъ Господь Богъ тыквѣ 3) (произрасти), и она выросла надъ головой Іоны, чтобы была тѣнь надъ головою его, чтобы защищать 4) его отъ страданія 5) его, и весьма сильно обрадовался Іона этой тыквѣ.

7. И повелѣлъ Господь Богъ червю рано по утру, и онъ подточилъ тыкву, и она засохла.

8. И было вскорѣ 6): когда взошло солнце, 7) Богъ повелѣлъ (дуть) вѣтру знойному жгучему, и солнце стало ударять въ голову Іоны, и онъ сталъ малодушествовать и отрекаться отъ жизни своей, и сказалъ:

9. Лучше мнѣ умереть, нежели жить! И сказалъ Господь Богъ Іонѣ: ужели ты такъ сильно опечалился о тыквѣ? И сказалъ (Іона) 8): очень опечалился я, даже до смерти.

10. И сказалъ Господь: ты сожалѣешь о тыквѣ, надъ которою не трудился, которой не ростилъ, которая за ночь выросла и за ночь погибла;

11. Ужели Я не пожалѣю Ниневіи, города великаго, въ которомъ живетъ болѣе 120 тысячъ человѣкъ, не умѣющихъ отличить правой руки своей отъ лѣвой, и много скота у нихъ 9)?

1) Оскобл. слав. человѣческихъ соотв. ἀνθρώπων—№№ 45, 86, 132, въ др. нѣтъ.

2) Въ евр., гр., лат. спп. всюду есть здѣсь слово: тамъ (שם, ἑκεῖ, ibi), только по-слав. почему то опущено, слѣдуетъ вставить.

3) Гр. κολοκύντη—тыква, быстро растущее и дающее широкую тѣнь растеніе.

4) Гр. σκιάζειν—осѣнять.

5) Т. е. дневного зноя.

6) Слав. вмѣстѣ—ἄμα, т. е. одновременно случилось.

7) Въ алекс. доб. Κύριος—Господь (Богъ), въ др. гр. и слав. нѣтъ.

8) Оскобл. въ слав. Іона нѣтъ соотв. чтенія.

9) Слав. ихъ нѣтъ соотв. въ гр. и лат. т.

59

Источник: http://acathist.ru/literatura/item/kniga-proroka-iony

Святой пророк Иона

Молитва пророка иона

Святой пророк Иона

Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея.

Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 – 10).

Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: “Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мф. 12, 40).

Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы” (Мф. 12, 41).

Пророк Иона действительно пребывал во чреве китовом?

Мог ли на самом деле кит проглотить Человека? «Поверхностные и неверующие критики», говорит ученый, Артур Гук, — «находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.

Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет.

Он сказал: „ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи“ (Матф. 12, 40).

Здесь Христос ликвидирует — по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников — идею, что книга пророка Ионы является аллегорией, — как это нравится предполагать критикам.

Ибо ведь если сказано, что Иона находился во чреве кита только в аллегорическом смысле, — тогда следует предположить, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение 3-х дней и 3-х ночей, тоже имеет значение только некой аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».

Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, — отказаться от веры.

Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих.

Ведь, простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.

Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

Св. Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя это существо, поглотившее Иону, «водным зверем». Так, например, в ирмосе 6-й песни пятничного канона на утрени, глас 8-й, говорится: «водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростерт, спасительную страсть проображаше яве».

В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: «яко же пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся».

Разберёмся с китами

Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и дало основание утверждать, что пророк Иона не мог быть поглощен китом.

Есть другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» или «с клювом». Это — небольшой кит, до 30 футов длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека, но пророк не мог быть поглощен им потому, что он пережевывает пищу и имеет зубы.

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся «Фин-Бак». Эти киты бывают до 88 футов длины.

Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей.

Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит «Фин-Бак» проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой.

Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам.

Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Франк Буллен, известный автор труда: «Плавание „Кашалота“, установил, что кашалот (один из видов кита) часто, когда он умирает, извергает содержимое его желудка.

Но библейское слово „даг“ указывает на „большую рыбу“. Отсюда мы можем заключить, что Иона действительно был поглощен морским существом — большой рыбой. В таком случае следует указать на рыбу, именующуюся „кит-акула“ или „костяная акула“.

Свое название „кит-акула“ получила от того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился человек.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: „у Бога все возможно“. Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в „Литерари Дайжест“ о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита.

Когда же вскрыли кита-акулу, то каково же было удивление, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии.

Причём, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита.

Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Недавно, — пишет о. И. С., — на Гавайских островах японские рыбаки убили большую белую акулу. В ее желудке нашли полный скелет человека. Оказалось, что это был, занесенный в список дезертиров, солдат в одежде образца Сев.-Ам. Армии.

Пророк Иона не противоречит науке

Итак, мы видим, что пророк Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все „несуразности“ и „противоречия“. Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.

Но, всё же необходимо сказать, для верующих людей вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.

Гениальный ученый Паскаль сказал: „Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходить к этому познанию, то он весьма слабый разум“.

Роберт Майер говорит: „Eсли поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке“.

Составлено по кн. „Достоверность Библейских чудес“
А. Гук и ст. „Прор. Иона и малая глотка кита“, Протопр. Павел Калинович

Пророку ионе, тропарь, глас 2

Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак, глас 2

Пророк дивен показася, / Божие повеление прием, / во образ тридневнаго Воскресения / в ките тридневен быв, / неврежден от зверя изыде / и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. / Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, / яко человеколюбия Божия провозвестника.

E-mail

Источник: http://www.brooklyn-church.org/svyatoj-prorok-iona.html

Пророк Иона (IXв. до Р. Х.)

Молитва пророка иона

Пророк Иона — библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы, которая входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира.

Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников.

В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.

http://files.predanie.ru/mp3/zakon/vethiy/044.mp3

Пророк Иона был сыном Амафия из города Гафхефера (в северной части Галилеи, выше Назарета). Мать Ионы, по преданию, была той вдовой из Сарепты Сидонской (финикийский город близ Сидона), к которой во время 3-летнего голода, когда пересох поток Хорив, по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.

По преданию, Иона был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что он умер.

Тогда сказала мать Ионы Илии: «Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына».

И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем (ученик и преемник пророка Илии), являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея. По смерти Елисея, Иона заступил его место.

Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами.

В царствование израильского царя Иеровоама II Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам – в языческий город Ниневию, столицу ассирийского царства, что находится примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства.

Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях.

Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пророка Ионы «городом великим у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25-30 верстам.

Древние дворцы Ниневии

Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. Это был самый красивый, цветущий и многолюдный город древнего мира. На протяжении 90 км Ниневия была защищена высокими стенами. Ширина стен была так велика, что три колесницы могли ехать по ним рядом.

Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. В Ниневии жили потомки Ассура, сына Симова. И вся окрестная страна называлась Ассуром, или Ассирией. Но здесь же в шатрах Симовых поселилось много потомков Иафета.

С прибытием Нимрода там же поселились потомки Хама.

Ниневия

Полагают, что прежде чем Иона вошел в этот город-крепость, Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года, ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Все это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, — сказал Бог, — ибо злодеяния его дошли до Меня«.

Но Иона не захотел идти с проповедью к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Вместо этого, он отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании.

Пророк Иона бежит от Господа

За свое непослушание ему пришло получить незабываемый урок. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей. Пассажиры и матросы были объяты ужасом. В корабле оказалась сильная течь, и он начал наполняться водой. Капитан приказал выбросить груз, чтобы облегчить корабль. Но и это не помогло. Оставалась надежда на помощь свыше.

Тогда пассажиры и матросы начали молиться о спасении каждый своему Богу. А пророк Иона в это время крепко спал. Такое поведение изумило капитана. Он спустился вниз, разбудил его, говоря: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем» (Иона 1:6).

Иона поднялся, увидел грозящую гибель и понял всю свою вину пред Богом.

Корабельщики решили бросить жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Да, я согрешил пред Господом! Бросьте меня в море, и буря утихнет». Когда его бросили в море, буря утихла.

По изволению Божию, Иону в море поглотила большая рыба, которая в Библии названа большим китом. Иона 3 дня и 3 ночи пробыл во чреве кита, молясь Богу о помиловании. Здесь Господь явил особенную Свою славу, Он сохранил его невредимым во чреве кита и помиловал. Через 3 дня кит выбросил пророка живым на берег.

Пророк Иона

После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, куда он и отправился. Обходя город, он всех призывал покаяться: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии. Все ниневитяне объявили пост и оделись во вретища.

Покаяние ниневитян было так сильно и искренне, что Бог пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них и помиловал их.

Но Иона возроптал на такое милосердие Божие, и просил себе смерти у Бога. Вероятно он думал, что теперь его сочтут за ложного пророка.

Господь же и на этот раз вразумил Иону. Перед палаткою, которую Иона устроил для себя близ Ниневии, в одну ночь выросло большое растение и защищало его от солнечного зноя. Но на другой день червь подточил это растение и оно засохло. Иона очень горевал и сожалел о засохшем растении.

Тогда Господь сказал ему: «ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Этим и оканчивается книга пророка Ионы. О последующей его судьбе не сказано ни слова. Но сохранилось предание.

Когда по прошествии 40 дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения.

Они вышли из города к пророку, сидевшему уединенно на горе, и торжественно внесли его на руках в город. Были принесены дары для Иерусалимского храма. И с этими дарами Иона был с почетом отправлен в свое отечество.

Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, пока не была разрушена в 610-м году до н. э. Набополассаром, царём вавилонским, и Циаскаром, царём мидийским.

Пророк Иона вернулся в свое отечество и там, богоугодно пожив, мирно скончался ок. 800 года до Р.Х..

Пророк Иона оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 4-х глав. Книга пророка Ионы читается вся сполна за богослужением на вечерне в Великую Субботу наравне с другими пророчествами Ветхого Завета о воскресении Спасителя.

Книга пророка Ионы отличается от писаний других пророков. В ней нет апокалиптических пророчеств (как у пророка Исаии, например), нет необыкновенных видений (как у пророка Иезекииля), не предсказывает Иона судьбы государств (как пророк Амос). Это всего лишь малый отрывок из жизни пророка, жившего более 2 тысяч лет назад. В отрывке автор описывает свою миссию в Ниневию.

О чем же хотел Бог сообщить Израилю посредством миссии Ионы к ниневитянам и перечисленных природных феноменов? Прежде всего, о том, что Он, Бог Израиля, отнюдь не безразличен и к языческим народам.

Через Израиля, народ завета, Бог хотел донести до остальных народов эту мысль. А также и другую мысль: о любви Бога к каждому человеку в каждом народе (Ис. 49:3).

Да, Создателю дорого каждое из Его творений, даже и такие грешники, как ниневитяне, и спасение их не менее важно для Него, чем спасение иудеев.

История пророка Ионы

Трехдневное пребывание святого Ионы во чреве кита было прообразом трехдневного пребывания Господа Иисуса Xриста во гробе. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40).

Это главный пункт книги, но идея книги – спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Иегова – не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Последующие пророки, вплоть до Иоанна Предтечи, продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, т.е.

раскрывать основную идею книги пророка Ионы, и в этом заключалась главная задача их пророческого служения.

Ссылка по теме:

  • Пророк Иона. Закон Божий
  • Пророк Иона. Истории Ветхого Завета

Материал подготовила Светлана ФИНОГЕНОВА
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (492) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/10/05/prorok-iona/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.