Молитва при помазании елеем дома

Содержание

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Молитва при помазании елеем дома

Соборование. Ответы на вопросы(Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином.

При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина.

Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым.

Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников.

Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление.

Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь.

И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13).

Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8).

Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.

Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати.

Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей.

Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается.

Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.

Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам.

В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII —VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века.

Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн.

Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения.

Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника.

Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…».

В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица .

Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема.

Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания.

Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах.

Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви.

В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…».

Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство .

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashheniya-soborovanie-2/

Помазание елеем – какое оно имеет значение?

Молитва при помазании елеем дома

Вопрос:

Когда я заболела, то многие из служителей настаивали на том, чтобы мне сделать елеепомазание. Но я до сих пор не могу понять, почему этому обряду предоставляют такой акцент и внимание. Ведь, если я имею личные отношения с Богом, то если на то будет Его воля, Он и так исцелит, без всяких елеепомазаний?! В чем суть елеепомазания?

Я предполагаю, что ваш вопрос основан на тексте Послания Иакова 5:14. Чтобы дать вам ответ, давайте сначала посмотрим, что говорится в тексте:

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:13-16)

То, что мы видим очень ясно в этом тексте, это следующие истины:

  1. Помазание елеем используется в контексте болезни;
  2. Больной должен призвать пресвитеров Церкви, который помажет его и помолится за его исцеление;
  3. Текст не указывает какая часть тела должны быть помазана елеем;
  4. Помазание должно быть сделано во Имя Иисуса Христа;
  5. Это отрывок говорит более о молитве, нежели о елее. Я преднамеренно отметил слова, которые повторяются в этих стихах. Как вы видите, слово «молитва» повторяется по крайне мере 5 раз всего лишь в 4 стихах. В то время как помазание елеем упоминается только один раз;
  6. Как молитва, так и помазание должны быть сделаны во Имя Господне;
  7. В этом тексте внимание ставится на молитву веры, а не на помазание;
  8. Тем не менее, Тот кто дает исцеление, это не помазание и даже не молитва, а Господь;
  9. Молитва веры исцелит болящего (стих 15);
  10. Больной, если сделал грехи, должен признаться в них если хочет получить исцеление.

Перед тем как продолжить, предполагаю, что некоторые могут не понять.

Что такое «Елей»

Слово, переведенное на русский как «Елей», на греческом будет «элайон», обозначающее – оливковое масло. Это слово использовано примерно 200 раз в Старом и Новом Завете.

Какова значимость помазания елеем в Ветхом Завете

Большинство библейских упоминаний о елее находятся в Ветхом Завете. Использование оливкового масла имело широкое применение в Израиле. Это масло использовалось для приношения жертв в храме, для хлебных приношений, в наполнении священнических кадил, которые использовались в Скинии.

Так как наша тема относиться конкретно к помазанию елеем, в этой статье мы сосредоточимся на нескольких стихах, которые широко говорят о помазании елеем.

  • Исход 30:23-32 – Использование елея для священного помазания Скинии.

В этих стихах оливковое масло было подготовлено специальным образом. А именно:

Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания. (Исх.30:23-25)

Как вы видите, елей из этого текста был не только чисто оливковым маслом, но смесью из лучших благовонных веществ. В 25-ом стихе, все эти благовонные вещества вместе были названы «миро для священного помазания». Именно этим маслом должна была быть помазана Скиния и все сосуды Скинии. После, в 30-ом стихе, Господь говорит следующее:

Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. (Исх.30:30)

Господь запретил Израильскому народу более производить для другого использования такой елей. Этот елей считался святым и не разрешалось помазывать им ни одного человека, кроме священников и элементов Скинии.

Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас. (Исх.30:32)

Этот елей, о котором говорится в этом отрывке, не имеет ничего общего с болезнью, но с освящением. Оно изготовлялось особым образом.

  • 1 Царств 16:13, 3 Царств 1:39 – Елей востребован для помазания царей на трон.

Как Давид, так и Соломон были помазаны елеем в цари.

  • Есфирь 2:12 – Использован с косметической целью.

Значение помазания елеем для Есфири имело косметическую особенность и не использовался в контексте болезней.

Перед первым приходом к императору, в течении 6 месяцев Есфирь помазывалась елеем и другими благовонными веществами.

Все эти элементы были использованы для ее подготовки, чтобы она выглядела как можно лучше, когда она предстанет перед императором. Псалом 45:15 также говорит нам что елей украшает лицо.

  • Псалом 44:8 – Пророчество о Господе Иисусе.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (Пс.44:8)

Это пророчество о Господе Иисусе мы находим подтвержденным и в Новом Завете в Послании к Евреям 1:9 и это помазание елеем ни имеет ничего общего с исцелением от болезни.

  • Исаия 1:6 — Елей смягчает раны

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. (Ис.1:6)

Исаия описывает здесь состояние и наказание Израильского народа. Он говорит о елее как смягчаемой мази, лекарство, которое может смягчить гноящиеся и неочищенные раны народа Израильского.

Что говорит Новый Завет о помазании елеем?

В Евангелиях и Посланиях мы находим меньше ссылок на елей, чем в Ветхом Завете.

Первое упоминание находится в Евангелии от Матфея 25, но оно не относится к помазанию елеем, ни к болезни, но лишь к маслу для светильников десяти дев. Первое упоминание, в котором мы видим, как кто-то помазан елеем, находится в:

Этот отрывок рассказывает случай, когда Иисус послал Своих учеников по два, и дал им власть над нечистыми духами. В стихе 12 и 13 Писание гласит следующее:

Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. (Мар.6:12,13)

В контексте исцеления многих больных ученики использовали масло.

  • Евангелие от Луки 10:25-27 – Причта о добром самарянине

В этом отрывке дается пример мужчины самарянина, который проходил по дороге и увидел избитого и окровавленного человека, лежащего на земле. Самарянин сжалился над этим человеком и:

И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; (Лук.10:34)

Этот отрывок очень ясно дает понять с какой целью использовалось масло, а именно для перевязки раны больного. Также понимаем, что в то время масло и вино были использованы в качестве лекарственных средств.

Интересно, что в книги Исаии и в Евангелии от Луки, масло использовано для обвязки ран.

Ученики, в Марка 6:13, использовали масло для исцеления многих больных в тот же период истории, когда была рассказана и притча о добром самарянине.

Есть еще одна ссылка на помазание елеем в Новом Завете, а именно когда Господь Иисус был в доме Симона фарисея.

  • Евангелие от Луки 7:44-46

Туда пришла грешная женщина и помазала ноги Господа Иисуса миром. Когда Симон начал роптать сам в себе, Господь Иисус сказал:

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. (Лук.7:44-46)

Как вы видите, упрек Господа Иисуса не имеет ничего общего с исцелением или болезнью.

Вернемся к Иакову 5:14 – Заключение

Если мы посмотрим на этот текст в свете всего увиденного, тогда понимаем, что помазание в этом отрывке не относится к «помазанию в цари, помазанию священника, приношения жертвы с елеем, помазание в косметическом контексте или помазание головы». Этот отрывок относится к помазанию в контексте исцеления от болезни. Если мы согласны с этим, то тогда должны посмотреть на все библейские стихи, в которых масло используются в контексте болезни и исцелении, чтобы сделать необходимые выводы.

Исаия 1:6 говорит, что масло смягчает раны, а в Луки 10 (который является контекстом Нового Завета, в котором находится и Иаков 5) видим практический случай, когда масло послужило как лекарство для связывания ран побитого.

Если говорить о случае учеников в Марка 6:13, контекст не говорит нам что Господь Иисус повелел использовать масло для исцеления больных. Скорее всего можно считать, что ученики использовали эту практику, потому что она была хорошо известна в обществе, в котором они жили.

Лично я не нашел заповедь от Бога, кроме Иакова 5:14, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, где бы нам повелевалось помазывать маслом для того, чтобы Бог смог дать исцеление.

Вообще-то и в Иакове 5:14, если внимательно присмотреться, видно, что акцент побуждения/повеления, не ставится на помазании, но на молитве. Прочтите снова стих 14 и вы сами в этом убедитесь.

В помазании елеем нет ничего волшебного. Секретом помазания не является масло, но Имя Господа, которое имеет силу исцелить любую болезнь. Если раньше масло использовалось как лекарство, то сегодня мы имеем и другие лекарства, которые могут решить проблему многих заболеваний.

Однако мы должны понять, что Бог способен исцелить и без лекарства, но в то же время Он их не запрещает. Его пути исцеления различны, будь это через руки врача, будь это через лекарства, будь это через чудо.

Человек не является секретом исцеления также как и елей или любое другое лекарство, но Господь, Который есть Врач Верховный и Всесильный.

Верить в то, что исцеление приходит потому что в оливковое масло содержит что-то волшебное, или символизирует исцеление, у нас нет никакой библейской поддержки для такой интерпретации.

Да благословит нас всех Господь здоровьем.

Источник: https://moldovacrestina.md/ru/pomazanie-eleem-kakovo-znacenie/

Ответы на вопросы

Молитва при помазании елеем дома

Домашняя молитва. Иконы в доме

Какие иконы должны быть в доме

Красный угол: где в доме вешать иконы?

Как разместить иконы в домашнем иконостасе?

Как молиться перед иконой?

Что делать, если икона пришла в негодность? Использование святой воды и просфор

Как пользоваться освященным маслом

shutterstock.com

Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению.

По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой.

Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.

Какие иконы должны быть в доме?

Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме.

Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.

В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.

Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:

Икона Святого Николая Чудотворца rublev.comСвятитель Николай Мирликийский (Чудотворец)особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи;
Икона Святого Серафима Саровского rublev.comСерафим Саровскийодин из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской;
Икона преподобного Сергия Радонежского rublev.comСергий Радонежскийрусский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении;
Икона блаженной Матроны Московской rublev.comМатрона Московскаяособо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах;
Икона Святого Пантелеймона целителя rublev.comЦелитель Пантелеймонему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких;
Икона Святого Спиридона Тримифунтского rublev.comСвятитель Спиридон Тримифунтскийего просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке;
Икона Святой мученицы Татианы rublev.comСвятая мученица Татианапокровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся.

Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.

Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.

Красный угол: где в доме вешать иконы?

Photoxpress

Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».

Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты – главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.

Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.

Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.

На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.

Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.

Как разместить иконы в домашнем иконостасе?

shutterstock.com

Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.

Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор.

Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет.

Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.

При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.

На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.

Как пользоваться лампадой для домашнего иконостаса

В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.

Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.

Как молиться перед иконой?


РИА Новости

Перед иконами читают

  • утренние и вечерние молитвы,
  • молитвы перед едой,
  • праздничные молитвы в день праздника,
  • молитвы святым покровителям в день именин.

Перед иконой можно молиться и своими словами.

Для молитвы нужно аккуратно одеться, с благоговением подойти к иконе, стоять прямо, опираясь на обе ноги. Можно молиться на коленях. Во время домашней совместной молитвы один может читать молитвы, а все остальные про себя повторяют его слова. В праздники перед иконами зажигают свечу или лампаду.

Что делать, если икона пришла в негодность?

rublev.com

Икона, даже если это бумажная репродукция – это святыня, а не предмет интерьера. Если икона обветшала или повреждена и ее невозможно восстановить, ее нельзя выбрасывать.

Нужно отнести икону в храм, где ее сожгут в церковной печи.

Если это невыполнимо, то икону можно сжечь самостоятельно и закопать пепел в месте, которое не подвергнется осквернению (например, под деревом в саду).

Использование святой воды и просфор

Просфора — особый освященный церковный хлеб, который используется во время Божественной Литургии: из просфор вынимаются частицы о здравии и об упокоении, которые в конце службы погружают в сосуд со Святыми Дарами. Сами просфоры раздают молящимся. Подав у свечного ящика заказную записку до начала службы, по окончании Литургии вы получите просфору.

Святую воду освящают в храме либо на Великом освящении воды (18 и 19 января — Крещенский сочельник и Крещение Господне), либо на малом освящении, которое совершается во время некоторых церковных праздников или же, по желанию молящихся, на водосвятном молебне. Святую воду берут в храме из особой емкости, где она хранится после освящения.

Просфоры и бутылочку со святой водой также хранят в красном углу вместе с иконами. Просфору потребляют утром натощак, святую воду можно пить в течение дня. Существует особая молитва на принятие просфоры и святой воды.

Как пользоваться освященным маслом

Во время паломничества к святыням верующий может приобрести масло, освященное у мощей того или иного святого или около той или иной чудотворной иконы Богородицы: например, масло от блаженной Матроны или от иконы Божией Матери «Всецарица». Иногда оно продается в церковных лавках. По свидетельству святых, освященное масло, как и святая вода, могут иметь большую силу, если пользоваться им с искренней верой.

Освященным маслом крестообразно помазывают больные части тела. Если человек терпит скорбь или искушение, помазать надо грудь (во освящение сердца и чувств) или лоб (во освящение ума и помышлений).

Перед этим нужно прочесть молитву (тропарь или кондак) святому, у чьих мощей освящалось масло, или же молитву Богородице, если масло освящалось перед чудотворной иконой.

Освященный елей также можно использовать для возжигания лампады.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/domashnyaya-molitva-ikony-v-dome

Соборование: выздороветь душой или хоть телом | Милосердие.ru

Молитва при помазании елеем дома

С таинством Соборования связано почти комическое заблуждение.

Если сегодня человеку малоцерковному (но знакомому с русской литературой) предложить собороваться или соборовать болящих родственников, он может отпрянуть в смущенном испуге. Это и понятно: еще в XIX веке слова «уже соборовали» означали «кончается». В то время соборовали в основном безнадежных больных или умирающих – вспомним старика графа Безухова из романа Толстого «Война и мир».

Но изначальная и главная цель Соборования — исцеление от болезни. Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела – это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов (или их следствий).

Поэтому главный смысл таинства Соборования в том, что при помазании человека освященным елеем (маслом) призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов.

«Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.

Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — времени особой борьбы с грехом — Соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать Соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем».

История таинства

Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство Соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос») берет начало в Евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать также. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.

Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14-16).

В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем.

Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом.

Так постепенно сложилось чинопоследование таинства Соборования в храме.

Какие грехи прощаются в таинстве Соборования?

Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.

Но неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования.

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. После того, как человек соборовался в храме (можно и незадолго до Соборования), очень хорошо исповедоваться. После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.

Как подготовиться к таинству Соборования?

На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия). По традиции за Соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»). В случае необходимости Таинство может совершать и один священник.

Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха (ум, слово, чувство, дело).

Лучше прийти в одежде с открытым воротом.

После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи.

Как проходит Соборование?

Помазание – это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый».

Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз.

Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения – о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.

Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно (и добавлять в пищу), елей – помазываться и наливать в лампадки.

Предлагаем подробный фоторепортаж

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/soborovanie-vyzdorovet-voskresnut/

Как правильно пользоваться церковным маслом

Молитва при помазании елеем дома

Традиционно церковное масло использовалось в православных храмах как неотъемлемая часть Таинства Елеосвящения. Как правило, данный ритуал называют Соборованием, так как для его проведения необходим сбор семи священнослужителей. Сегодня церковное масло используется верующими для различных целей и в домашних условиях.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме “Как использовать церковное масло” Как проводится венчание в церкви Как купить электрошокер Как посмотреть, кто тебя ищет в «Жди меня»

В случае тяжелого заболевания либо внезапно возникшего недуга посетите православный храм и пройдите обряд Таинства Елеосвящения, при котором обязательно используется церковное масло.

Собираясь в церковь, возьмите с собой блюдо с пшеницей, а далее во время обряда священник сам установит сосуд с церковным маслом в емкость с уже насыпанным туда зерном.

Во время Таинства елеосвящения священнослужитель призовет на вас Божью благодать для скорейшего исцеления от душевных и телесных болезней, а также отпущения всех совершенных без злого умысла грехов.

После добавления в блюдо с пшеницей красного вина, ассоциирующегося с кровью Христовой, возьмите в руки зажженную свечу и наблюдайте, как священник в принесенное вами блюдо с зерном втыкает палочки и семь свечей.

Когда священнослужитель прочтет полагающие по данному ритуалу молитвы и помажет у вас лоб, щеки, руки и грудь, обязательно попросите у него оставшееся после таинства церковное масло, которое вы потом сможете применять уже дома, при возникновении либо обострении каких-либо недугов у себя или у малышей.

Принесите из храма не только елей, но и пшеницу, в которую вставлялась емкость с таким маслом, так как сейчас священники уже не сжигают все использующиеся в Таинстве Елеосвящения элементы, а охотно выдают их прихожанам по личным просьбам. Как правило, в уставах православных храмов не написано, как использовать церковное масло в домашних условиях, но священники разрешают мазать елеем больные места даже людям, которые по каким-либо причинам не прошло ритуал Соборования.

Если Таинство Елеосвящения не подействовало на вас сразу после выхода из православной церкви, не отчаивайтесь. Используйте принесенный из храма елей, чтобы исцелиться, получить облегчение во время тяжелого недуга, пробудить силы организма для наиболее легкого перенесения заболевания. По вечерам после молитвы найдите наилучшее применение церковного масла, смазывая им больные места.

Когда ваш малыш без причины плачет, намажьте ему елеем виски и лобик, а в случае капризов из-за болезненного прорезывания зубов нанесите немного церковного масла на его ротик или десны.

Нередко церковное масло, освященное на мощах святых, продаются прямо в храмах, и при применении такого елея для исцеления после намазывания им больного места прочитайте молитву в честь святого, испрашивая у него помощи.

Как венчаются в Православной церкви Часть III Ответственность
Возможно, кто-то воспринимает венчание как красивую церемонию, которая разнообразит вступление в брак и обеспечит приятные воспоминания. На самом деле, все куда серьезнее. Оставим в стороне споры о сущности религии, молодым не до них. Но если будущая чета решается на церковное таинство, это

Как крестить ребнка
Крещение считается моментом духовного рождения человека. Таинство крещения может состояться в жизни ребёнка только единожды, поэтому следует помнить: крещение – это не просто красивый обряд. Спонсор размещения P&G Статьи по теме “Как крестить ребёнка” Как правильно креститься в церкви Как

Как использовать масло освященное
Как использовать масло освященное? Всем известно, что масло (Елей) неотъемлемый атрибут Христианского богослужения и жизни любого христианина. Но не все знают, что например лампадное и масло, освященное на мощах Святых это не совсем одно и тоже. Хотя если лампадное масло приобретено в церковной

Как подготовиться к венчанию
Пара, которая решила пойти на совершение такого обряда, должна четко осознавать свои намерения и быть искренними друг с другом. Это довольно значимое и торжественное событие. Поэтому к нему следует подойти ответственно и подготовиться заранее, в том числе и морально. Спонсор размещения P&G Статьи

Как выбрать церковь для венчания
Таинство венчания – церковное освящение брачного союза, которое может быть получено после любого стажа супружеской жизни. Православная церковь, и большинство других христианских деноминаций, относится к выбору даты венчания и храма для совершения таинства достаточно снисходительно. Спонсор

Как происходит венчание в церкви
Некоторые супружеские пары, помимо регистрации своих отношений в ЗАГСе, закрепляют свой брак еще и «на небесах», проходя через обряд венчания в церкви. Важно, чтобы жених и невеста подготовились к предстоящему богослужению заранее и уже имели четкое представление о том, как именно происходит

Что нужно для венчания в церкви
Венчание в церкви – это священный обряд, во время которого любящий человек передает себя, свои помыслы и желания в руки своего любимого. Обвенчавшись, муж и жена берут на себя обязательства по сохранению семьи и получают церковное благословение на счастливую семейную жизнь и рождение детей. Спонсор

Что нужно для крестин
Для совершения таинства крещения (крестин) требуется соблюдение нескольких правил и приобретение некоторых предметов ритуального характера, которые присущи православной церкви вообще. Кроме того, в последнее время все более популярной становится возрождающаяся традиция приобретать для крестин

Как проводится венчание в церкви
Многие пары хотят скрепить свой брачный союз не только росписью в ЗАГСе, но и церковным обрядом. Венчание – это давняя православная традиция, связывающая двух людей духовными узами. Этот ритуал относится к одному из семи таинств Русской православной церкви. Но для его совершения нужно знать

Как носить церковное кольцо
Ювелирные изделия с ликами святых и словами молитвы появились очень давно. Это кольца, перстни, подвески, браслеты и прочие украшения. Они служат оберегами верующим людям. Их делают из драгоценных металлов и из дешевых сплавов, чтобы каждый желающий смог приобрести изделие, которое ему нужно.

Масло миро из Иерусалима

Одним из священных таинств в христианстве является миропомазание. В древнем Израиле таким образом принимали царей и священников к восхождению на престол. Таинство же символизировало их искреннее служение Богу.

Считалось, что так исключается возможность взять власть в свои руки самозванцем. В дальнейшем священнодействие было приемлемо для всех людей, которые принимали крещение. Это означало, что миропомазанные входят в Лоно Христовой Церкви.

Понятие «миро-помазание» состоит из двух слов, первое из которых означает миро, или особенный состав благовонных веществ, с помощью которых совершается таинство посвящения.

В Ветхом Завете миро составляли по велению Господа, который заповедал Моисею святое масло для помазания.

Считается, что масло миро из Иерусалима, иначе нардовое миро, освящено на Гробе Господнем и несет целебное воздействие на человека и его судьбу.

Волшебная сила нардового цветка

Есть такой цветок, родиной которого является древняя Индия — нард, о целебных свойствах которого было известно еще издревле. Его ценили, как уникальное средство для ухода за кожей, из него делали различные лекарства.

Его применяли, как противогрибковое, согревающее, мочегонное и осушающее средство. Считается, что масло нарда способствует восстановлению физиологического баланса кожи и может использоваться при проблемах кожи (сыпь, аллергия).

Из цветка извлекают масло приятного янтарного оттенка, которое помогает избавляться от эмоциональных зажимов, застарелых обид. Употребляя масло нардового цветка, беспокойство постепенно исчезает и уходит внутреннее напряжение.

Евангельское миро из нарда благословляется Церковью и используется для помазания больных мест, а также для таинства освящения. Когда-то, в Библейские времена его считали великой ценностью, которую приобрести сразу и много для обычного человека было сложно. Долго, отказывая себе во всем, женщины покупали его по капле, чтобы сохранить на будущее.

Великую жертву совершила Мария Магдалина: она взяла чистейшее миро и отдала все до капли Иисусу Христу в знак благодарности за воскрешение родного брата Лазаря.

В те времена помазание миро головы человека считалось великой почестью.

Но Мария не поднимала глаз на Иисуса: склонив перед ним голову, благоговейно вылила миро к его ногам и оттерла стопы Спасителя своими волосами. Это событие описано у нескольких Евангелистов.

Как проходит помазание

Считается, что именно нардовое масло миро из Иерусалима от Гроба Господня — это святыня, которая должна быть у каждого христианина. Оно защищает от недуга и неприятностей. Помазав им лицо или больное место крестообразно, приходит исцеление.

Миропомазание — действие, которое происходит в течение нескольких секунд. Новокрещенные получают от священника крестообразное помазание церковным маслом, сопровождающееся молитвой и фразой, означающей, что таинство свершилось.

Помазуются части тела:

  • Лицо — для освящения ума и мыслей;
  • Кисти рук — для освящения сердца и желаний;
  • Глаза, уши, рот — освящение чувств христианина;
  • Руки, ноги — для праведных дел.

Масло миро имеет религиозное значение, а чтобы оно было особенным, его освящают на алтаре. Приготовить его и осветить имеют право только статусные священнослужители. В состав миро входят, кроме елея, еще многие вещества:

Для приготовления православного масла используется до 40 ингредиентов. А процесс его изготовления соблюдается по всем существующим церковным правилам.

Во время миропомазания на новокрещенного нисходит благодать Божья, когда он не только исцеляется от болезней, но и укрепляет свой дух. Во время ритуала нужно читать молитвы или искренне молиться своими словами.

Состав и хранение

Масло может иметь разную расфасовку: от нескольких граммов до 2-х литров и хранится в специальных сосудах. По своему составу делится:

  • Миро 100% без примесей;
  • «Камня Миропомазания»;
  • «Святогорское»;
  • «Голгофское»;
  • «Синайское»;
  • «Иерусалимское»;
  • Из святого Иерусалима.

Миро обычно приобретают в храмах: вне церкви его покупать не рекомендуется, так как оно не освящено. Масло следует хранить, как и любой священный предмет, в отдельном месте, подальше от бытовых предметов. Можно поставить возле иконы. Елей можно и нужно хранить в холодильнике.

Не следует масло выбрасывать, как мусор, если вдруг оно испортится. Можно вылить в проточную воду.

Применение

Считается, что каждый христианин должен иметь масло миро. Пользоваться им нужно так: смазывать больное место и немного втирать, помазать крестообразно лоб. Обязательно проводить процедуру с благоговением и молитвой. Это не таблетка, а напоминание о святыне. Использование масла, как обычного геля или крема ни к чему не приведет.

Молитву нужно выбрать либо ту, у мощей святого которая была произнесена, либо «Отче наш…». Истинная вера поможет от болезней или неприятностей, а освященное на Гробе Господнем масло миро защитит верующего и его семью.

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Источник: https://www.kak-delat-pravilno.ru/kak-pravilno-polzovatsja/kak-pravilno-polzovatsja-cerkovnym-maslom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.