Молитва преподобным иулиании и евпраксии

Иулиания и евпраксия – древо

Молитва преподобным иулиании и евпраксии

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские

Иулиания (+ 1393) и Евпраксия (+ 1394) Московские, преподобные

Память 3 мая и в Соборе Московских святых

Преподобная Иулиания была игуменией Московского Алексеевского монастыря, Евпраксия была насельницей этой обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина [1]. Согласно летописи, в 1393 г.

, «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши».

Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» [2].

Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия.

Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова – боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексеевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия.

Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых.

Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350-х годов, возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350-х годов. Во второй половине 1370-х, по всей видимости по благословению митр. Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексеевском монастыре – одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей около 1358 г.

или, возможно, вскоре после основания Чудова монастыря (1365). Эта ответственное поручение преподобной Иулиании дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия.

Присутствие в обители при ней 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля Церкви.

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» [3] и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря [4].

В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» [5]. В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон.

XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» [6]. Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр.

в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» [7].

В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов [8].

Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002).

Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. [9]. В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г.

Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» [10]. В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г.

, сообщалось: «…в 7100-м [1592] году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» [11]. На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне» [12]. В 1887 г.

храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась св. Иулиания и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский монастырь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г.

в нем прошли торжества, посвященные прославлению преподобных Иулиании и Евпраксии как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение прославить преподобных Иулианию и Евпраксию в лике общецерковных святых, установив днем их памяти 3 мая. На заседании Священного Синода 31 мая 2010 г.

была утверждена служба преподобным Иулиании и Евпраксии.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя/ и по́двиги и́ноческия Того́ ра́ди поне́сшыя,/ доброде́тельным житие́м и любо́вию ко все́м/ себе́ украси́вшыя, преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ пе́рвыя оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и трудо́в и по́двигов бра́та ва́шего святи́теля Алекси́я ревни́тельницы показа́стеся./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися,/ оби́тели ва́шей сохрани́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.

Ин тропарь, глас тот же

Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя,/ преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и бра́ту ва́шему, святи́телю Алекси́ю, в по́двизех подража́сте./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те оби́тели ва́шей сохрани́тися,/ гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.

Кондак, глас 2

Что́ ва́с нарече́м, богому́дрыя Иулиани́е и Евпракси́е?/ Немощны́я сосу́ды естество́м,/ но по́двиги и труды́ му́жески понесо́сте;/ смире́нныя жены́, но сла́вы отце́в вои́стинну сподо́бистеся;/ ро́да честна́го от земны́х,/ но умале́нием себе́ Небе́снаго оте́чества достиго́сте./ Моли́те усе́рдно Влады́ку Христа́// спасти́ся душа́м на́шым.

Литература

  • Архивы: ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40; Ф. 178. № 9255. Л. 19.
  • Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254;
  • Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442;
  • Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1. С. 80, 81;
  • Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии // ЖМП. 2001. № 7. С. 44-47;
  • ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198;
  • Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281.
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 225;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 542-543. С. 138-139;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557;
  • Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1;
  • Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242;
  • Ёлкина И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг. // Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404.

Использованные материалы

[1]  как установил В. А. Кучкин, данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)

[2]  Присёлков. 2002. С. 442

[3]  отразилась в синодике иером. Троице-Сергиева монастыря Мартиниана – ОР РГБ. Ф. 178. № 9255. Л. 19, 1645-1649 гг.

[4]  ОР РГБ. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40, список 1716 г. с рукописи 1646 г.

[5]  ГМЗРК. Р-221. Л. 55 об., сер. XVII в.

[6]  ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 7-2 об.; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 407; Макарий (Веретенников). 1998. С. 81 и др.

[7]  ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; Макарий (Веретенников). 1998. С. 80

[8]  Беляев Л. А. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь: [Разделы] Древнейшая история места; История мон-ря // ПЭ. Т. 19. С. 715-718

[9]  РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 191

[10]  ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 2346. Л. 9

[11]  копия 1798 г. со списка 1781 г.- Там же. Л. 8

[12]  ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13672325.html

Преподобных Иулиании и Евпраксии Московских

Молитва преподобным иулиании и евпраксии

Христу Жениху уневеститися возжелавшыя / и подвиги иноческия Того ради понесшыя, / добродетельным житием и любовию ко всем / себе украсившыя, преподобныя Иулиание и Евпраксие, / во граде Москве первыя обители девическия / устроительницы явистеся / и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия / ревнительницы показастеся. / Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, / молите граду Москве в Православии утвердитися, / обители вашей сохранитися / и спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:

Христу Жениху уневеститися возжелавшыя, / преподобныя Иулиание и Евпраксие, / во граде Москве обители девическия устроительницы явистеся / и брату вашему, святителю Алексию, в подвизех подражасте. / Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе, / молите обители вашей сохранитися, / граду Москве в Православии утвердитися / и спастися душам нашым.

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив / и разделив море: / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа.

Сподоби нас, Господи, / достойно воспети постническия подвиги и преславная чудеса преподобных Иулиании и Евпраксии, / в них же имя Твое славно прославися.

Возлюбившя от юности всемилостиваго Бога, / иноческий путь избрали есте, святыя, / и, обеты монашеския даже до конца соблюдшя, / спасение обрели есте.

Ведая всеблагий Господь благое желание сердец ваших, / благослови обитель девичию во славнем граде Москве устроити, / идеже ищущии спасения Христа обретаху.

Богородичен: Тебе, Премилостивая Владычице, усердно молимся / и всю надежду на Тя возлагаем. / Избави от всякия скорби и нужды страну нашу Российскую.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Древним преподобным женам подражающя, Иулиание и Евпраксие, / на земли ангельски пожили есте, / темже и ныне с Небесными Силами во обителех райских сликовствуете.

Любовию и чистотою сердечною уневестилися есте Единому Жениху Небесному / и, верность Ему соблюдшя, / с мудрыми девами в брачный чертог вошли есте.

Яко верныя ученицы, / предали есте себе, блаженныя, в послушание святителю Алексию, / брату вашему по плоти, / с нимже ныне возносите теплыя молитвы за землю Русскую.

Богородичен: Тебе, Пречистая Владычице, / песнь хвалебную приносим, / яко Рождшимся от Тебе род человеческий спасеся.

Седален, глас 4:

Днесь людие московстии, собравшеся во обитель Зачатьевскую, / радости исполняются и со умилением взывают: / о, преподобныя жены, Иуалиание и Евпраксие, / сохраните место святое сие и не престаните молитися о нас, / недостойных чадех ваших, / честную память вашу празднующих.

Слава, и ныне, Богородичен:

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, / яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, / яко нерушимей Стене и Предстательству.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя Крепость, Господи, / Ты моя и Сила, / Ты мой Бог, Ты мое Радование, / не оставль недра Отча, / и нашу нищету посетив. / Тем со пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

Любве ради ко Христу вся земная ни во чтоже вменившя, / труды многия во обители понесли есте. / Ныне же, блаженныя, радуетеся со ангелы в чертозе Царя Небеснаго, / прославляюще Его неизреченную милость.

Не дали есте сна очима вашима, ни дремания веждома, / но бодрено в житии Христу послужившя / и любовь к людем явившя, святыя, / образ добронравнаго жития иноком показали есте.

Приемшя светильники вашя и елеем добродетелей исполнившя, преподобныя, / изыдосте в сретение Жениху Христу, / Иже и введе вас в чертог небесный.

Богородичен: Молим Тя, Дево, Мати Пречистая, / подаждь нам прощение множества прегрешений / и исцели душы нашя.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

Возлюбившя покаяние, воздержание предивное явисте / и, святым житием себе украсившя, удалистеся славы земныя. / Сего ради обретосте славу жизни небесныя и радость неизреченную.

Яко кадило благовонное, быша молитвы вашя, преблаженныя, / имиже и ныне всех, приходящих к вам с верою и любовию, / на путь спасения наставляете.

Во дни святительства брата вашего Алексия явилися есте светильницы благочестия, / дарующя сирым и убогим утешение, / страждущим же и немощным заступление.

Богородичен: Творец всех явися из Тебе, Пречистая Владычице, / милостивно нас возлюбивый / и от работы вражия избавивый.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих, и услыши мя, / Боже спасения моего.

Не прельсти вы лукавый соблазнами мира сего и сластьми житейскими, / но, мужественне его препобедившя, преподобныя, / в терпении стяжали есте душы вашя.

Сердца вашя обители Духа Святаго соделаша, святыя, / темже и нам помозите сердца очистити от всякия скверны, / наставницы премудрыя.

Огнь Божественныя любве имущя в душах вашых, молитвенницы чудныя, / светом Христовым просветите душы / верою и любовию почитающих вас.

Богородичен: Пречистая Богородице Дево, / укрепи веру Православную в стране нашей / и сохрани нас от всякаго зла.

Кондак, глас 2:

Что вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие? / Немощныя сосуды естеством, / но подвиги и труды мужески понесосте; / смиренныя жены, / но славы отцев воистинну сподобистеся; / рода честнаго от земных, / но умалением себе Небеснаго отечества достигосте. / Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашым.

Икос:

Христову Церковь украсившя житием вашим, преподобныя Иулиание и Евпраксие, / дивныя наставницы в подвизех иночествующым / и утешительницы всем притекающым к вам явилися есте. / Сего ради ныне восхваляем вас песньми духовными, жены богомудрыя, / и с любовию взываем: / молите усердно Владыку Христа спастися душам нашым.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Общаго жития женскаго на Руси ревнительницы бывшя, премудрыя Иулиание и Евпраксие, / собрасте многия инокини во обитель вашу, / юже не оставите молитвами вашими.

Всем приходящым к вам были есте, яко матери и сестры любезныя: / алчущих напитавшя, жаждущих напоившя, / странных упокоившя, скорбящих утешившя.

Видя Господь веру вашу и усердие преизрядное, преблаженныя Иулиание и Евпраксие, / дарова вам благодать чудеса творити, / да прославят люди Бога, дивнаго во святых Своих.

Богородичен: Помилуй нас, Владычице, Мати Бога нашего, / чающих Твоея помощи и заступления, / Тя бо едину по Бозе Заступницу имамы.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / богочестивым неистовно разже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

Сугубую благодать восприемшя, / боголюбивых жен явилися есте наставницы прехвальныя. / С ними же Христу Богу и Церкви святей добре послужили есте.

Богобоязненна и благочестива бывши, преподобная Иулиание, / научала еси ближния твоя благоговению и страху Божию, / имиже всяк, хотяй спастися, / обрящет премудрость и любовь Божию.

Единаго Бога взыскующи, / имела еси собеседники Ангелы Божия, преподобная мати Евпраксие. / Ныне же с ними воспеваеши славу Троице Единосущней и Нераздельней.

Богородичен: Превечнаго Бога родила еси, Пресвятая Мати Дево, / Егоже поем и превозносим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски, / и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. / Тем Тя, Богородицу, / Ангелов и человек чиноначалия величают.

Яко горлицы непорочныя и голубицы чистыя, / принесли есте душы вашя в жертву живую Христу, Богу нашему, / Егоже ныне со всеми святыми величаете.

Днесь ликовствуют людие и воспевают Господеви песнь благодарственную: / слава Тебе, Боже, / даровавшему престольному граду Москве святыя заступницы.

Радуйся ныне обитель Зачатиевская, града Москвы украшение, / в тебе бо прославишася преподобныя жены Иулиания и Евпраксия, / благочестием и добронравным житием возсиявшыя.

Богородичен: Очисти нас от всякия скверны, Пресвятая Мати Дево, / и избави муки вечныя, / Ты бо еси Заступница всесильная рода христианского.

Светилен:

Пресветлую память вашу празднующе, / умиленно взываем к вам, досточудныя Иулиание и Евпраксие: / молитеся ко Господу, / да и мы сподобимся быти причастники света невечерняго.

Слава, и ныне, Богородичен:

Исповедуем Тя, Всенепорочная Дево, Владычицу Богородицу, / родила бо еси Бога неизреченно, / даровавшаго нам спасение и велию милость.

Молитва

О, преподобныя Иулиание и Евпраксие, подвижницы Христовы, инокинь московских наставницы и всех прибегающих к вам скорые помощницы! Вы от юности Бога возлюбившя, иноческаго жития возжелали есте и благословением митрополита Алексия, святаго брата вашего, обитель девичию устроили есте. В нейже, усердно потрудившяся, молитвою, постом и бдением сердца очистили есте и образ благонравнаго жития показали есте.

Темже, яко имеющя дерзновение ко Всемилостивому Спасу, не оставите места сего святаго, и инокинь, чающих вашея помощи и заступления. Сохраните град Москву от всяких бед и напастей, междоусобныя брани и нашествия иноплеменников. Нам же, почитающим вас любовию, даруйте мир и единомыслие, да, вашыми молитвами соблюдаеми и сохраняеми, исповедуем Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_may/kan_16may_iulianii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.