Молитва перед началом вышивания икон

Содержание

Грех ли – вышивать иконы?

Молитва перед началом вышивания икон

Вышить «икону» сегодня может любая рукодельница, умеющая хоть как-то держать в руках нитку и иголку. Достаточно заглянуть в любой отдел товаров для рукоделия и среди различных образцов, в том числе, – с зайчиками, идиллическими пейзажами и так далее найти и приобрести образец, по которому можно вышить образ святого.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

Ирина Языкова

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием.

Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно.

Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала.

Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так.

Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство.

И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

masterclassy.ru

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

Александр Лавданский

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Александр Соколов

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Источник: https://www.pravmir.ru/a-ne-vyishit-li-mne-ikonu/

Молитвы перед созданием (написанием, вышивкой) иконы

Молитва перед началом вышивания икон

Перед созданием иконы (написанием, вышивкой, выжиганием по дереву и так далее) нужно взять благословение священника на труд.

Православной церковью почитаются несколько святых, покровительствующих иконописцам. Это апостол и евангелист Иоанн Богослов, апостол и евангелист Лука, а также русские святые иконописцы Алипий Печерский и Андрей Рублев. Этим святым молятся о научении иконописанию — благодатной помощи в иконописном труде.

Молитва ко Господу перед началом иконописания

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба Твоего [или рабы Твоей] (имя), и руки его [ее] направи, во еже безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его [ее] от всякаго диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.

Молитва первая

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих.

Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказителя и Евангелия Христова светла описателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника и тайн неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь, глас 3

Апостоле святый Луко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Луко, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Тем же зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Кондак, глас 8

От юности к Божественной красоте устремляяся чудный иконописец в земли Российстей был еси, и, богоносным твоим учителем поревновав, сиянием добродетелей украсил еси, преподобне Андрее, темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Молитва преподобному Андрею Рублеву

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Андрее, дух твой.

Кондак преподобному, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие в ручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Андрее, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобне отче Андрее, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Тропарь, глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, яко образ, боголепне украшен, священства благодатию, яки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди.

Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати.

Сих святых всех и (имя святого, икону которого собрались писать или вышивать) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/na-raznye-sluchai/molitvy-pered-sozdaniem-napisaniem--vyshivkoi-ikony

Вышивка икон по всем правилам | Блог Галины Яковенко

Молитва перед началом вышивания икон

Вышивка икон по всем правилам. Последнее время слова  — икона и вышивка, в рукоделии стали почти неразделимыми понятиями. Но так было не всегда. Какой смысл вкладывается в понятие — вышивание иконы, как правильно подойти к процессу создания? Давайте поговорим обо всём подробно и по порядку.

Здравствуйте, дорогие мои читатели и посетители, зашедшие на блог galvija.ru совсем случайно!

Я открыла рубрику  и начала публиковать в ней самую заветную и ценную информацию для любой вышивальщицы.

Короче, друзья и подруги мои замечательные, создали мы банк схем для вышивания и постоянно будем его наполнять. Один день — одна схема или чуть реже…

Примерно как у нас в августе был  марафон, так запустим его и сейчас. Постепенно все схемы распределятся по рубрикам. Там вы их и сможете найти. Или на странице — Статьи

В банке есть и раздел посвящённый схемам с иконами. Именно  иконой — покровительницы и защитницы моей семьи я и открыла  его. Очень красивая икона попалась мне. Я не смогла устоять, чтобы не создать её — схему, и не поделиться с Вами.

Я постоянно стараюсь пополнять свой блог полезными материалами и у маня уже собрался целый архив статей который постоянно пополняется. И мне всегда интересно ваше мнение. В результате обсуждения некоторых статей на блоге и появилась эта статья.

Давайте обо всём по порядку.

Схему я сделала, правда с первого раза она у меня не получилась, хотя нет получилась, но я допустила несколько ошибок. В результате всё пришлось переделать и перезаписать…

А вот чтобы у Вас при вышивании иконы не возникло недоразумений и оплошностей, я расскажу как положено по всем правилам  приступать к работе над созданием этого или другого образа с ликами святых.

Как правильно вышивать иконы

Приступая к работе над иконой следует придерживаться определённых правил.

  • Какие это правила
  • Как правильно вышивать икону крестиком
  • Как правильно вышивать бисером иконы

Вот именно на эти вопросы мы сегодня и поищем ответы.

В первую очередь необходимо перед началом работы попросить (или вернее испросить)

Зачем, спросите Вы — таковы правила.

Мы далеко отошли от традиций и правил своих дедов. Они перед началом любого дела спрашивали благословения у своих родителей. В особенно важные моменты, шли за ними к священнослужителю.

(Батюшка, так уважительно называют прихожане своего настоятеля) И обязательно читали молитву перед началом всякого дела. Она именно так и называется.

По этому, в крайнем случае перед тем как приступить к вышиванию

Различия светского и церковного вышивания

Вышивание светское и церковное имеет много различий. При обычном вышивании мастер может думать о чём угодно… Вышивание икон относится к церковному. Садясь за работу над иконой, меняется строй мыслей. Мы почему-то думаем уже совсем о других вещах. И задаём себе всё новые и новые вопросы.

При вышивании икон, мы получаем не просто эстетическое удовольствие. Мы стараемся раскрыть внутренний смысл святого образа, который послужил основой создания вышивального набора. Вышивка схем бисером увлекательное занятие вообще, а вышивание икон приносит не только удовольствие.

Вышивальщицы работающие над образами и художники пишущие лики святых, сходятся в одном мнении. Они все считают, что работа над образом это титанический не только физический, но в первую очередь, духовный труд.

Моя первая вышитая икона

Свою первую икону — «Умиление», подаренную мне на день рождения, я долго не могла начать вышивать. А позже, когда всё таки это произошло, моя работа двигалась тяжело.

Вышивала я её два с половиной года.  Всё, что-то мешало работе или уводило и переключало на другие дела. Вышивала я её без благословения и молитвы. Видимо всё вело меня к правильному подходу к работе на иконой.

До этого я вышивала только на швейной машинке, полюбила это занятие, потом на долгое время была вынуждена с ним расстаться. Когда стало появляться время, решила рассказать всем о моём увлечении. Результатом чего и стал – Курс вышивания на швейной машинке и Ришелье 

Три способа создания вышитых образов

Вышивание иконы крестиком — полный зашив поля и лика. Такой способ не считается каноническим и вполне естественно. Если Вы принесёте её в храм на освящение, то батюшка может отказать Вам в этом действе. Усмотрев некоторые неточности и не соответствия канонам написания(изображения) святых ликов.

Пример неканонической иконы, с допущенными мною ошибками…

Икона должна быть подписана в соответствии с церковно-славянскими правилами или канонами

Рассмотрите внимательно любую икону. Видите, на ней нанесены надписи… Пишутся они как на церковно-славянском языке,  так и на греческом. В русской православной иконописи применяются условные обозначения и сокращения. Широко применяется контрактура (по латински — стягивание) — сокращённое написание слов с помощью начальной и конечной букв.

Сверху, над такими сокращёнными словами — контрактурами, пишется надстрочный знак. Он говорит о том, что слово сокращено, иначе стянуто. Называется такой знак — титло(~)

Если Вы в точности не можете вышить надписи на своих иконах и лик лицевым шитьём, то Ваша икона будет считаться неканонической. Такая икона не должна покидать Ваш дом (не надо ей и хвалиться). Священник имеет полное право, да по сути и обязан, отказать Вам в освящении выполненного вами образа.

Как появился чин освящения икон

Чин освящения икон  был в ведён Церковью в конце XVII века. В то время производство икон стало повсеместным и выходило из под контроля Православной Церкви,превращаясь в рыночное производство.

Было принято решение, дабы дать подлинные ориентиры художникам и производителям иконописной продукции, а также чтобы отсеять плохие, неумелые, не качественные — неканонические образы — «Ввести чин освящения икон служителями церкви». Православные священники несут на себе бремя цензоров.

После освящения образа написанного Вами или вышитого, с благословения батюшки, он может называться святой иконой, святым образом. И начинает нести свою роль. Мы в любом случае должны относиться к нему бережно, с уважением к традициям наших предков и в соответствии с канонами православной церкви.

И так мы выделили ещё одно вытекающее правило.

В старину иконы писали на досках, а все остальные церковные принадлежности вышивали лицевым шитьём, золотным шитьём. Поэтому долгое время вышитые иконы были очень большой редкостью. Ведь обычно они расшивались уже готовые, написанные  художником на ткани. Такое позволить мог себе не каждый.

Рисунок для этих целей изготавливали знаменщики, а расшивали его монахини или высокопоставленные мирянки. Но это не считалось женским рукоделием.

Создание священного образа нельзя смешивать с рукоделием

Рукоделием считалось вышивание и украшение столового белья и одежды. Никто не смешивал битовое вышивание и создание святого — священного образа. Вышивка иконы бисером, крестиком это кропотливый труд над созданием образа.

Лик напечатан или вышит лицевым шитьём. Напечатаны или вышиты лицевым шитьём надписи традиционно(канонически) соответствующие данному образу. Теперь вы можете вышивать всё остальное крестиком, бисером или каменьями, стразами, или вообще выложить мозаику. Популярное сегодня хобби по собиранию мозаики из всевозможных стразов, называют:

  • Алмазная мозаика
  • Алмазная вышивка
  • Кристальная мозаика
  • Хрустальная мозаика

Другой способ вышивания икон или их украшения

Такой способ вышивания предполагает, что предварительно нанесённый на ткань или картон образ, прикрепляют к ткани. А затем украшают его, пришивая поверх рисунка оклад.

Оклад не обязательно должен быть из бисера, каменьев или страз. Он может украшаться накладными золотистыми или серебристыми металлизированными пластинами или нитями.

Разрешается вместо оклада расшить облачение. Здесь тоже необходимо помнить все выше перечисленные правила.

Образ с исправленными ошибками

по которому можно вышивать икону, соответствующую канонам. И представить в храм для освящения.

Созданием схем для вышивки бисером и крестиком, я занимаюсь уже  более трех лет. Схем скопилось у меня достаточно много, поэтому захотелось поделиться ими с окружающими.

Теперь на блоге я публикую схемы, которые вы можете свободно скопировать и распечатать.  Я делаю странички для распечатки таким образом, чтобы Вы могли их сложить как книжечку. Чтобы Вам удобно было ими пользоваться без компьютера.

  • Икона вышивается крестиком по счетной схеме

В этом случае очень важно помнить, если вы вышиваете весь образ крестиком, вместе с ликом, то не несите его в храм освящать. Не искушайте тем самым своего священнослужителя. Он ведь тоже человек и, как любой другой человек, может оступиться. Помните, такая икона не будет считаться канонической.

Церковные каноны и вышивка икон

Подразумеваете в последствии освятить образ, подготовьтесь к работе над ним. Придерживайтесь  всех церковных канонов.

Соблюдайте церковные каноны в отношении создания святого образа. Перед тем, как вы решите попросить у батюшки благословения на вышивание иконы, следует выдержать хотя бы трёхдневный пост.

  • Выдержать пост
  • Не вышивать в воскресенье
  • Не вышивать в праздничные дни

О чем можно поговорить в следующий раз

Как соблюдать пост — это не тема сегодняшнего разговора. Может быть мы и поговорим о ней когда нибудь. Вам понравилась эта статья? .

С течением времени возможно  правила могут быть измены. Некоторые священники говорят, что нет ничего плохого в том, что люди занимаются вышиванием икон. Порой в такие моменты они больше начинают интересоваться  Церковью и её жизнью, становятся ближе к храму.

 На сегодня — всё, что я хотела Вам рассказать. Вышивать или не вышивать иконы — это Ваше личное дело. Придерживаться правил или нет тоже каждый решает сам. 

Я желаю Вам и вашим близким добра и удачи. Господь Вам в помощь.

Заходите на блог galvija.ru за новыми советами и схемами вышивки

советы для рукодельниц вышивающих иконы

Источник: https://galvija.ru/vyshivka-ikon-po-vsem-pravilam.html

Молитва перед вышиванием иконы крестиком

Молитва перед началом вышивания икон

Все о религии и вере – “молитва перед вышиванием иконы крестиком” с подробным описанием и фотографиями.

Иконопись зародилась на Руси в XI-XII веках. Сегодня вышивка икон является одним из самых популярных видов рукоделия. Но, прежде чем приступить к работе, возникает много вопросов: с чего начинать, каким канонам следовать, освящать или нет и многое другое.

Молитва перед началом работы над иконой

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь

Вышивка крестом никогда не относилась к разряду техник создания иконы. Но не смотря на это, иконы вышивают различными техниками: крест, полукрест, гладь, шов «вприкреп», враскол и другими. Так же не все цвета можно использовать: например, чёрный и серый считаются цветами ада, с ними при работе нужно быть осторожнее.

Часть 12 – Немного о вышивке икон. Молитва перед началом работы над иконой

Молитва при вышивании икон

Молитвы до и после вышивания икон – разные. Молитва в вышивании предназначена для настройки мастера на высокий уровень сознания, очищает мысли от негатива, подготавливает к созданию чистого и светлого образа.

Сейчас в рукодельном мире есть очень большое разнообразие наборов для вышивки икон разных фирм и комплектаций.

Но поскольку икона – это не просто вышитая картина, а образ который несет определенную смысловую нагрузку – к такой вышивке каждый человек не только должен морально “созреть”, но и соответсвенно подготовится. Поэтому делюсь полезной информацией относительно вопроса вышивки иконы. Перед вышивкой иконы предпочтительно соблюдать некоторые рекомендации.

Молитвы при вышивании икон необходимы. Но можно ли вышивать иконы – каждый мастер сам для себя ответит на этот вопрос, прочитав правила, которые надо соблюдать для вышивания иконы.

Считается, что вышивать икону имеют право только верующие люди, т.е. как минимум вы должны быть крещенные. Прежде чем начать вышивку следует получить благословение. Если вы ходите в церковь то попросите благословения у батюшки. А после окончания вышивки готовую икону следует освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему.

Немаловажно знать, что бросать начатую вышивку нельзя, если сомневаетесь, не торопитесь и подберите такой набор для вышивки икон, который вам под силу закончить, возможно поменьше по размерам.

Что делать если возможности сходить в церковь нет? Верующие люди знают, что самое главное тянуться к свету и Богу в душе, иметь благие мысли и с ними обращаться к Богу в молитвах. Поэтому нужно подготовить себя к этому делу постом и молитвой, настроить себя мысленно на позитив и на работу. К вышивке желательно приступать после молитвы, так как молитвы при вышивании икон очень важны!

Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговаривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.

Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в женские дни.

А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками.

Молитва при вышивании икон очищает дух матери и ребёнка.

Итак, перед началом вышивание прочтём Молитву перед началом всякого дела.

Молитва перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помози ми, грешному, совершити дело, мною начинаемо, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже.

Господи мой, Господи, верою объем в душе моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

После прочтём молитву перед вышиванием.

Молитва перед началом вышивки иконы

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.

После окончания вышивания следует прочесть Молитву по окончании всякого дела.

Молитва по окончании всякого дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва при вышивании икон – важный пункт, который должен выполнять каждый мастер, взявшись вышивать иконы. Задумайтесь, ведь в этот момент Вы прикасаетесь к божественному. Потому Вы должны подготовить себя к этому таинству. Можно ли вышивать икону – я думаю, что Вы уже определились.

С уважением и любовью,

Руководитель объединения рукоделия «Нить Ариадны»

Молитвы для вышивки икон

После того как пришлось изрядно поискать для подруги, решила сделать запись тут. Возможно, еще кому-то понадобятся.

Молитва перед началом работы над иконой

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже , Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.

Молитва перед началом вышивания(каждый раз!):

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всяких скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости Твоей: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самаом совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва после завершения вышивания:

Мы, недостойные рабы Твои, Господи, исполненные благодарности за Твои великия к нам (бывшия) милости, прославляя Тебя, хвалим, благодарим, песненно прославляем Твою щедрость и смиренно с любовию взываем к Тебе: слава Тебе, Благодетель и Спаситель наш! Получивши незаслуженно, как рабы недостойные, от Тебя, Владыко, милости и дары, приносим, с усердием прибегая к Тебе, (нашу) посильную благодарность и, Тебя, как Благодетеля и Творца прославляя, взывая: слава Тебе, Всемилостивый Боже!

  • Блог пользователя kacandra
  • 19824 просмотров

Источник: https://xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-pered-vyshivaniem-ikony-krestikom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.