Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива», анализ стихотворения Лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги.

Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой.

Литературное направление, жанр

«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», – описание природы.

Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям.

Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен.

Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» – сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному.

В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы – крошечный ландыш. Третья строфа динамична.

В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа – это только повод для дальнейших размышлений.

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго.

Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей – уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса.

Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Когда волнуется желтеющая нива»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/833-kogda-volnuetsya-analiz

Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

Детальное описание из нескольких источников: «когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

«Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.

В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провел в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу его стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина.

Резкий тон, который позволил себе Лермонтов в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. В итоге до выяснения степени революционности стихотворения «Смерть поэта» было принято решение заключить Лермонтова под стражу.

Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…».

По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга. Почему же автор в довольно сложный период своей жизни решил обратиться именно к теме природы?

Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам.

Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия.

Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями.

Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», на первый взгляд, посвящено красотам родного края, который Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением. Однако последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора.

В ней он признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе».

И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.

Примечательно, что стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет весьма необычную структуру. Оно содержит четыре строфы, которые написаны одним предложением.

Такой нетипичный для поэта прием создает ощущение того, что автор писал это произведение на одном дыхании, опасаясь того, что не сможет передать читателям свои мысли и ощущения правильно и максимально точно. Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения.

Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

Конспект урока “Стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»”

Лермонтов считал недопустимым для себя предстать перед светским обществом добрым, мягкосердечным, верующим человеком. Никогда этот недобрый, завистливый, грубый и жестокий свет не увидит его истинной души.

Поэт представлялся ко всему равнодушным, насмешливо-ироничным, ни во что не верящим эгоистом. Он писал:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

Но если внимательно читать стихи Лермонтова, то становится понятным, что его бессердечный эгоизм и неверие – только маска. Разве мог атеист написать такие строки:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Лермонтов рос у своей бабушки Елизаветы Алексеевны, человека искренно верующего. Разумеется, и Михаила она растила таким же. Он соблюдал все церковные обряды, ездил с ней на богомолье по многим святым местам. И верил в Бога, но перед обществом рисовался во всём разочаровавшимся.

Тоска блуждает на моем челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там — ей всё равно.

Стихотворений с названием «Молитва» у Лермонтова несколько. Вот самое первое по времени написания. Это стихотворение было создано пятнадцатилетним юношей. Оно разделено на две неравных части. В первой молодой поэт перечисляет свои грехи, из которых на первое место ставит любовь к жизни. Затем он обвиняет себя в том, что мало заботится о душе своей:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С её страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

Автор – поэт, и не властен над своим талантом. Он хочет всё знать, видеть, понять – страсти земные обуревают его, поэтому он боится обратиться к Богу. И за это тоже просит прощения.

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Понимая, что сам от всех этих страстей он не избавится, молодой поэт просит Бога освободить его от поэтического дара. И тогда, став обычным человеком, он припадёт к Господу.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

Первая часть поражает своей честностью, горячим сожалением и раскаянием. А мы видим, как разнообразен мир поэта, какие мысли волнуют его.

Во втором стихотворении с таким же названием Лермонтов обращается к Деве Марии, матери Иисуса Христа. И молит он не о себе. Он, ещё молодой человек, уже пуст душою и чувствует себя одиноким странником в чуждом ему мире.

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного.

И всё же не за себя просит он Богородицу. Он молит Её защитить от «света холодного» любимую им девушку. Свет жесток и безжалостен, а она так молода и неопытна. И поэт горячо просит Богородицу быть заступницей и помощницей его любимой.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В двух строфах обрисована вся жизнь человека, всё, что ему необходимо для счастливого существования. И кончина его, если заслужит, тоже будет легка и светла.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Последняя «Молитва» – это не совсем молитва. Это впечатление от молитвы. Очевидно, не однажды обращался поэт к Господу. Об этом свидетельствует глагол «твержу». Эта «молитва чудная» всякий раз помогает справиться с грустью, незаслуженной обидой, житейскими трудностями.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Мог ли холодный, сухой эгоист испытать «силу благодатную» от искреннего общения с Богом? Мог ли почувствовать «святую прелесть» этого общения? Нет, только по-настоящему верующий человек мог ощутить после молитвы:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Ещё одно стихотворение «атеиста» Лермонтова – «Ангел». Торжественно-печальная картина: ангел несёт душу человеческую. Он несёт её от «блаженства духов» в раю в мир «печали и слёз».

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

И эта песня навсегда осталась в памяти души. На земле душа не живёт – она томится. Ей чуждо земное бытие. Она помнит песню ангела, помнит блаженство рая. И все радости и песни земной жизни для неё скучны.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Но, пожалуй, самым лучшим стихотворением является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Мир прекрасен и необъятен, он предстаёт перед человеком во всей своей красе – только сумей увидеть эту красоту и оценить её.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

В самом простом и обычном можно увидеть всю прелесть мира. Природа не лицемерит, она естественна и щедро дарит человеку свою чистоту и свежесть.

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трёх строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишии становится ясно, что он пришёл к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле.

И в небесах я вижу бога.

Могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования.

Виссарион Григорьевич Белинский

Полный комплект материалов Русская литература 7 класс

Источник: https://xn----ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/kogda-volnuetsya-zhelteyushhaya-niva-i-molitva-lermontova/

Урок литературы «Пейзаж и

Когда волнуется желтеющая нива и молитва лермонтова

  • Дуленчук Валентина Григорьена, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», с синтаксическим средством выразительности речи – гипербола;
  • воспитывать интерес учащихся к стихотворениям и личности поэта, приобщить к духовным ценностям;
  • развивать речь, память, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся, культуру восприятия и чтение стихотворений.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова; аудиозаписи стихотворений М.Ю. Лермонтова; иллюстративный материал: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», таблица ассоциативной цепочки к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

– Мы с вами уже достаточно хорошо знаем Михаила Юрьевича как человека и поэта и убедились в том, что поэтический мир Лермонтова – это великая тайна, которую очень сложно понять и увидеть. Тема сегодняшнего урока «Пейзаж и «святая прелесть» молитвенного слова в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва».

Цель урока: расширение своего представления о поэтическом мире поэта и своеобразии его пейзажных картин.

Кроме этого мы будем решать следующие задачи: на основе изученных стихотворений «Парус», «Утёс», «Туча», «Три пальмы», «Листок» конкретизируем мотив этих стихотворений с целью постижения отношения лирического героя к окружающему миру и духовным ценностям.

Для этого нам необходимы на уроке следующие лексические художественные изобразительные средства: эпитет, метафора; синтаксические художественные средства: инверсия и новое определение – градация.

III. Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, вспомним уже известные вам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а прежде напомните, в чём особенность лирических произведений?

Лирика – один из трёх родов литературы, который изображает чувства, эмоции, переживания, размышления.

Лирический герой – образ, высказывающий в лирическом произведении свои чувства, переживания, мысли.

Значит, главное для поэта – это целый мир переживаний, чувств, мыслей.

1. Прослушаем и просмотрим уже известные вам четверостишия и определим названия стихотворений.

Подготовленная ученица читает стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

– В стихотворении показана сложная человеческая судьба. Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

2 .«Утёс»

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

– Показаны человеческие взаимоотношения. (Мотив одиночества. Утёс – одинок).

3. «Туча»

Тучки небесные, вечные странники Степью лазурною, Мчитесь вы так же как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

– Лирический герой сравнивает себя с тучками.

– Каков мотив стихотворения? (Одиночество)

4. Посмотрите на экран и определите по иллюстрации название произведения:

«Три пальмы» – баллада.

(Пальмы томятся в одиночестве, мечтают приносить благо, но цветущий оазис превратился в пустыню. Человек пришёл и погубил их. Поэт показывает мятежный, полный жизни, богатый, но одинокий мир).

– Назовите мотив данного стихотворения? (Одиночества)

5. – А сейчас сюрприз. Ребята вашего класса приготовили инсценировку одного из стихотворений поэта. Определите название данного стихотворения. («Листок»)

– Образ оторванного листка для Лермонтова был символом политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Герой одинок в условиях политических: самодержавие, гнет, свобода личности. Чувства лирического героя помогают понять нам картины природы.

– Чем объединяются все эти стихотворения? (Мотивом одиночества, лирические герои одиноки, одинок и сам поэт).

– Мы продолжаем разговор о пейзаже, соприкосновение с которым, возможно, приводит лирического героя к обретению счастья, а пока он одинок…

IV. Работа над темой урока.

1. Понятийный словарь на доске.

2. Итак, слушаем… (Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра О. Ефремовой).

– Вы прослушали стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении актёра театра О. Ефремовой. Какие предметы автор описывает в стихотворении?

(Нива, лес, слива, ландыш, ключ).

Запишем эти слова в тетрадь и затем выстроим лексические цепочки с указанием изобразительных средств. (Составление алгоритма анализа стихотворения, основываясь на ответах учащихся: появляются записи первой таблицы).

НиваЛесСливаЛандышКлюч
Желтеющая (эпитет), волнуется (олицетворение, инверсия)Свежий (эпитет), шумит (олицетворение)Малиновая (эпитет), прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет)Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия)Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора), лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)

– Какие ассоциации у вас вызывают нива, лес, слива, ландыш, ключ? (Продолжаем заполнение таблицы).

Ассоциации
осеньтайнасладостькрасотаотгадка
богатствотревогатепловеличиеуспокоение
дарыволнуетароматнастораживаетпокой
беспокойствопугаетбеспокойстводоброжелательностьволнение
настораживаетмир

– Могут ли в природе существовать одновременно нива, слива, ландыш?

– Какое состояние души навевает пейзаж? (Волнение, душа поэта волнуется, сердце мятётся, он находится в заточении)

– Только посвящённый в таинство природы человек может увидеть желтеющую ниву, свежий лес, малиновую сливу – это символы России и они подают надежду. И что же происходит с лирическим героем, когда он видит пейзажи России? (Тревога – смиряется, морщины – расходятся, «И в небесах я вижу Бога»)

– Если не на земле постичь счастье – то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием, как будто на последнем дыхании: ещё так много надо сказать, но «в небесах я вижу Бога», а это уже откровение… В конце нашей работы таблица выглядит следующим образом:

НиваЛесСливаЛандышКлюч
Желтеющая (эпитет),волнуется (олицетворение, инверсия)Свежий (эпитет), шумит (олицетворение)Малиновая (эпитет),прячется (олицетворение), под тенью сладостной зелёного листка (эпитет)Серебристый (метафора), обрызганный росой качает головой, качает приветливо (эпитет, инверсия)Студёный (эпитет), играет (олицетворение), погружая мысль (метафора),лепечет сагу таинственную (инверсия), мирный край (эпитет)
Ассоциации
осеньтайнасладостькрасотаотгадка
богатствотревогатепловеличиеуспокоение
дарыволнуетароматнастораживаетпокой
беспокойствопугаетбеспокойстводоброжелательностьволнение
настораживаетмир

(Ассоциации: покой, умиротворение, воодушевление. Тревога – счастье – антитеза)

– Почему стало возможным «постигнуть счастье на земле и в небесной выси увидеть Творца»? (Лирический герой обратился к молитве).

– Предлагаю познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

3. – Стихотворение называется «Молитва». Когда мы обращаемся к молитве? (Тяжело, что-то беспокоит, тревожит, волнует, душевная боль)

Молитва – та минута, когда человек, не находя себе опоры в жизни, обращается к Творцу.

– О чём говорит лирический герой стихотворения? (В трудную минуту обращается к молитве)

– Как он называет молитву? («Чудная», – творит чудеса)

– Почему молитва творит чудеса? Для русского верующего человека благодать – божественная сила, с помощью которой совершается спасение души человека.

– Какое действие оказывает молитва на душу лирического героя?

И верится, и плачется,
И так легко, легко…

– Лирический герой счастлив от общения с Творцом.

4. У Лермонтова есть ещё одно стихотворение с таким же названием «Молитва»

(Чтение учителем стихотворения).

– Почему именно к Матери Божьей обращается поэт со своими просьбами? (Рано ушедшая из жизни мать).

Матерь Божия – Помощница обидимых, Убогих заступница, Печальных утешение,

Грешных спасение. 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– На прошлом уроке мы записали эпиграф:

Живое всё всегда вдвоём,
Лишь я на свете одинок.

– Можем ли мы теперь сказать, что лирический герой одинок? (Нет!)

– Почему он не одинок? (Потому что в небесах увидел Бога, обратился к молитве, к Божьей Матери).

Зачем тогда дорога в жизни человека,
Если она не ведёт к храму… 

– Сегодня мы ещё раз погрузились в поэтический мир М.Ю. Лермонтова, приобщились к поэтическому слову поэта, которое доказало нам то, что поэт всё-таки был не одинок.

– Урок личного осмысления и осознания духовности. Возможно, это осознание продлится всю жизнь. Я говорю: «отлично»…, «хорошо»…

VI. Домашнее задание.

  • Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
  • Создать образ–ассоциацию к одному из стихотворений.

12.04.2015

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/655996/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.