Джамаат намаз молитва имама

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Джамаат намаз молитва имама
Назад

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов.

Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне).

Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6.

Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат».

В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом.

Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна.

Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

 Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха».

В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия.

Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть.

Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр).

В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним.

Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл.

Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи.

Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница.

Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

  1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6.

Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь “молчи”, тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Источник: https://islamtv.ru/pages-145.html

Молитва джамаат намаз

Джамаат намаз молитва имама

Данная статья содержит: молитва джамаат намаз – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Единство исламской уммы – это один из тех вопросов, которому Ислам придает важнейшее значение. Для сохранения и укрепления этого единства в Исламе имеются специальные программы, одной из которых является намаз-джамаат (общественный намаз).

При совершении намаза-джамаат один из молящихся, который обладает особыми качествами, становится впереди джамаата, а остальные сзади него формируют организованные ряды и согласованно с ним совершают намаз.

Человек, который при совершении общественного намаза стоит впереди рядов, называется имамом джамаата а тот, который при совершении намаза-джамаат стоит сзади имама, называется «Ма’мум» т.е. стоящий за имамом.

Важнейшее значение намаза-джамаат

Кроме того, что в хадисах очень много говорится о том, что за совершение общественного намаза, человек получает большое вознаграждение, внимательно рассмотрев некоторые из положений, касающиеся предписаний общественного намаза, узнаем о важности этого поклонения и упомянем некоторые из них.

Положение 310. Желательно участие в намазе-джамаат, особенно для тех, кто живет рядом с мечетью.

Положение 311. Желательно, если человек проявит немного терпения для того, чтобы совершить намаз-джамаат.

Положение 312. Совершение намаза-джамаат лучше, чем совершение намаза-фурада [1] , даже если этот намаз совершается не в самом начале положенного времени.

Положение 313. Намаз-джамаат, который совершается только с обязательными предписаниями (без желательных), лучше намаза-фурада, который совершается в полном виде (с желательными деяниями).

Положение 314. Не подобает человеку, без уважительной причины, не посещать намаз-джамаат.

Положение 315. Не дозволяется не посещать намаз-джамаат из-за того, что этому делу не придается должного внимания.

Положение 316. Во время совершения намаза-джамаат необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ма’мум не должен стоять впереди имама. Если ма’мум будет не один, а их будет несколько, то в порядке обязательной предосторожности, они должны находиться немного сзади имама.

2. Место, где находится во время намаза имам, не должно быть выше того места, где находятся ма’мумы.

3. Расстояние между имамом и ма’мумами, а также между рядами молящихся не должно быть большим. На основе обязательной предосторожности, расстояние между тем местом, на которое совершает Саджда ма’мум и тем местом, где стоит имам, не должно быть более одного большого шага.

4. Между имамом и ма’мумами, а также между рядами ма’мумов, не должно быть ничего такого, чтобы разделяло их, например, стена, занавес или стекло, но если эта преграда будет в виде занавеса между рядами мужчин и женщин, то в этом не будет ничего предосудительного.

Положение 317. Имам джамаата должен быть совершеннолетним, справедливым и умеющим правильно совершать намаз.

Присоединение к намазу-джамаат

Положение 318. Если человек по какой-то причине опоздает на начало намаза-джамаат, то в любом рак’ате между кираат и руку’ он может присоединиться к намазу-джамаат (т.е. к следованию за имамом).

Если он опоздает и не успеет вместе со всеми, вслед за имамом, выполнить руку’, то может в следующем рак’ате присоединиться для совершения намаза-джамаат.

Если молящийся успеет вместе со всеми совершить руку’, то этот рак’ат ему засчитывается, как выполненный полностью, даже если он и не совершит в нем кираат.

Положение 319. Существуют различные положения, связанные с присоединением к намазу-джамаат

В первом рак’ате:

1- При совершении кираат: Если кто-либо опоздает на намаз-джамаат и придет в то время, когда совершается кираат, то ма’мум суру «Фатиха» и другую суру в этом рак’ате уже не читает, но все остальные действия совершает вслед за имамом.

2- При совершении руку’: Если ма’мум придет при совершении руку’, то он сразу руку’ и другие действия совершает вслед за имамом. [2]

Во втором рак’ате:

1- При совершении кираат: Ма’мум не должен читать суру «Фатиха» и другую суру, но вместе с имамом совершает кунут, руку’ и саджда.

В то время, когда имам будет совершать ташаххуд, ма’мум, в порядке обязательной предосторожности, должен сесть на корточки [3] если этот намаз будет двухракатным, то второй – рак’ат он должен совершить самостоятельно и закончить намаз.

Если намаз будет трех или четырехракатным, то во втором рак’ате необходимо прочесть суру «Фатиха» и какую-нибудь другую суру, хотя здесь не следует забывать, о том, что имам в это время будет совершать уже третий рак’ат и следовательно будет читать тасбих.

В то время, когда имам джамаата совершит третий рак’ат и поднимется для того, чтобы начать совершать четвертый рак’ат, ма’мум обязан после совершения второго саджда прочесть ташаххуд и только после этого встать, чтобы начать совершать третий рак’ат. Когда имам джамаата в последнем рак’ате намаза прочтет ташаххуд и таслим и этим закончит намаз, ма’мум обязан после этого встать и самостоятельно совершить еще один рак’ат.

2- При совершении руку’: Руку’ совершатся вместе с имамом джамаата, а остальные действия намаза должен совершать точно таким же образом, как было сказано выше.

В третьем рак’ате:

1- При совершении кираат: Если ма’мум знает, что в то время, когда захочет присоединиться к остальным для совершения намаза джамаат, время для чтения суры «Фатиха» или какой-нибудь другой суры, или время имеется только для чтения суры «Фатиха» имеется, то может присоединиться к намазу-джамаат и тогда он будет обязан прочесть суру «Фатиха» и какую-нибудь другую суру или же только суру «Фатиха». Если же ма’мум знает, что не имеет времени для чтения суры «Фатиха», то в порядке обязательной предосторожности, должен подождать до тех пор, когда имам джамаата начнет совершать руку’ и тогда присоединиться для совершения намаза-джамаат.

2- При совершении руку’: Когда ма’мум присоединяется к намазу-джамаат при совершении руку’, то руку’ он должен совершить совместно с имамом джамаата, а сура «Фатиха» и другая сура им пропускаются, но все остальные части намаза совершает так, как было сказано ранее.

В четвертом рак’ате:

1- При совершении кираат: Здесь предписания для присоединения к намазу джамаат такие же, как и в третьем рак’ате, и в то время, когда имам джамаата в последнем рак’ате намаза будет сидеть и читать ташаххуд и таслим, ма’мум может встать и один продолжить совершение своего намаза. Или же в то время, когда имам джамаата будет читать ташаххуд и таслим, ма’мум должен сидя на корточках дождаться окончания намаза имама джамаата, а затем встать и самостоятельно совершить свой намаз.

2- При совершении руку’: Руку’ и саджда . нужно совершать вместе с имамом джамаата (но при этом следует помнить, что имам джамаата совершает четвертый рак’ат, а ма’мум совершает всего лишь первый рак’ат), а остальные части намаза совершить точно так, как об этом было сказано ранее.

Заповеди для намаза джамаат

Положение 320. Если имам джамаата совершает один из обязательных ежедневных намазов, то можно присоединиться к нему и совершить любой обязательный ежедневный намаз, т.е.

если имам джамаата будет совершать намаз «Аср», то ма’мум может присоединиться и прочесть вместе с ним намаз «Зухр».

Если ма’мум, после того, как самостоятельно прочтет намаз «Зухр», увидит, что люди собираются для совершения общественного намаза, то он может присоединиться к ним и в то ( время, когда они вместе с имамом будут совершать намаз «Зухр», прочесть вместе с ними свой намаз «Аср».

Положение 321. Ма’мум, может присоединиться для совершения любого своего пропущенного намаза, к намазу, выполняемому имамом джамаата, даже если в это время имам джамаата будет совершать другую обязательную ежедневную молитву, а не ту, которую пропустил ма’мум, т.е. имам джамаата может совершать намаз «Зухр», а ма’мум, присоединившись к нему, читать свой пропущенный намаз «Субх».

Положение 322. Намаз-джамаат должен состоять не менее, чем из двух человек, один из них – имам джамаата, а другой ма’мум, но это правило не относится к пятничному намазу, а также к празничным намазам «Фитр» и «Курбан».

Положение 323. Желательные намазы, в порядке обязательной предосторожности, нельзя , совершать вместе с джамаатом, кроме намаза просьбы о дожде [4] , а также празничных намазов: намаз «Фитр», по окончанию месяца Рамазан и намаз «Курбан», совершаемый в праздник жертвоприношения.

Положение 324. Ма’мум не должен произносить «такбират-уль-ихрам» раньше имама джамаата, а в порядке обязательной предосторожности, до того времени, пока имам джамаата не закончит произносить такбир, ма’мум не должен произносить его.

Положение 325. Ма’мум обязан при совершении намаза все читать сам, кроме чтения суры «Фатиха» и какой-либо другой суры, но если ма’мум совершает первый или второй рак’ат, а имам джамаата в это время совершает третий или четвертый рак’ат, то в таком случае, ма’мум, должен самостоятельно прочесть суру «Фатиха» и другую суру.

[1] Намаз-фурада – это необщественный намаз.

[2] Не следует забывать о том, что любой намаз всегда начинается с «такбират-уль-ихрам», поэтому опоздавший на общественный намаз сперва должен совершить «такбират-уль-ихрам», а затем уже руку’. то правило (произносить «такбират-уль-ихрам» касается всех других положений.

[3] Э то действие называется «Таджафи»

[4] Намаз просьба о дожде, называется намаз-истиска.

18 важных правил совершения намаза с джамаатом

В хадисах сообщается, что намаз совершенный джама‘атом, в 25 или в 27 раз превосходит по вознаграждению намаз, совершенный в одиночку.

1) Мужчина не может следовать за женщиной или ребенком.

2) Точно так же джама‘ат не может следовать за человеком, который страдает каким-либо недугом, проявляющимся в постоянном нарушении малого омовения.

3) Намерение. Имам, приступая к намазу, делает следующее намерение: “Я намереваюсь провести намаз ради Всевышнего Аллаха, в качестве имама для следующих за мной мужчин и женщин (Ана имамун лиман таби‘ани ва таби‘атни)”.

Имамом может быть только мужчина.

4) Первые два рака‘ата утреннего намаза, вечернего и ночного, а также джум‘а-намаз, праздничные намазы, а также все рака‘аты таравих и витр-намаза, имам проводит вслух (это является ваджибом).

Муктади (человек, следующий за имамом)

5) Намерение: “Я намерился ради довольства Всевышнего Аллаха совершить (такой-то) фард-намаз, повернувшись к кыбле (которой является Ка‘аба) и следуя за присутствующим здесь имамом”.

6) Джама‘ат, стоя на ногах, читает “Ду‘а Субханакя” только в первом рака‘ате.

Масбук (человек, присоединившийся к джама‘ату позже, не с самого начала намаза):

7) Тот, кто успеет присоединиться к имаму, находящемуся в руку‘, считается успевшим на этот рака‘ат.

8) Если же человек не успел присоединиться к имаму до этого момента, то он считается пропустившим этот рака‘ат (при присоединении к имаму такбир необходимо произнести, стоя на ногах).

Пропуск одного или нескольких рака‘атов намаза (положение масбука)

9) Тот, кто пропустил один или несколько рака‘атов намаза, во время последнего сидения читает только “Ат-тахият” и ждет имама. Когда имам начинает отдавать второй салям, масбук встает на ноги и совершает пропущенные рака‘аты.

10) Если масбук пропустил один рака‘ат, то естественно это будет считаться первым рака‘атом, поэтому при совершении этого рака‘ата он должен прочесть все то, что читается в первом рака‘ате, то есть «Ду‘а Субханакя”, «Аль-Фатиху” и дополнительную суру.

11) Если масбук пропустил два рака‘ата, то точно так же они будут считаться для него первым и вторым рака‘атами, и он должен будет прочесть все то, что читается в первых двух рака‘атах намаза.

12) Если масбук пропустил три рака‘ата, то это означает, что он совершил с имамом только четвертый рака‘ат.

13) Встав на ноги, он совершает первый рака‘ат и, перед тем как встать на второй рака‘ат, читает «Ат-Тахият” (так как в общей сложности он совершил два рака‘ата).

14) Второй рака‘ат он совершает с чтением дополнительной суры и, не оставаясь сидеть после него, встает на третий рака‘ат.

15) Третий рака‘ат он совершает без чтения дополнительной суры, и затем, сев, завершает свой намаз. (Точно так же совершается намаз, если были пропущены два рака‘ата вечернего намаза).

16) Если же масбук пропустил все рака‘аты, присоединившись к имаму только в самом конце намаза, то в этом случае он совершает все рака‘аты намаза (так, как будто он только что приступил к намазу).

17) При совершении пятикратного намаза, када-намазов, а также джум‘а-намаза, для мужчин является сунной-муаккада чтение азана и икамата.

18) Однако повторное чтение азана и икамата в мечети, где азан и икамат уже были прочитаны, не требуется.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-dzhamaat-namaz/

Коллективный намаз

Джамаат намаз молитва имама

Наша религия придает большое значение совершению намаза вместе с коллективом мусульман (джама‘атом). При совершении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом.

Человек, не обладающий знаниями, пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные.

Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.

Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный по отдельности. Об этом сказано в хадисе: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально».

«Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто совершал намаз полночи, а тот, кто совершил коллективно утренний намаз, будто совершал намаз всю ночь», – говорится в другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Помимо того, намаз, совершенный индивидуально, Всевышний может и не принять из-за наших упущений в нем. Но намаз, совершенный вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это может быть как в мечети, так и в другом месте.

Причинами, при наличии которых можно не посещать коллективный намаз, являются:

Неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и еда готова; при прогрессирующей болезни и если есть риск потерять работоспособность какого-либо органа тела; если кредитор домогается; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если поел что-то с неприятным запахом (например, чеснок); если приходится ухаживать за больным (за которым некому ухаживать); если человек является слепым и некому его сопровождать; если нужно омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить; если человек отстает от спутников в пути; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; в первые семь ночей после женитьбы, если женишься на девственнице, и три ночи в противоположном случае, можно не присутствовать на коллективном вечернем и ночном намазах.

При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам), а другой (маъмум) или какое-то количество молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют за ним в действиях. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом стоит чуть позади имама по правую сторону от него.

Условия и порядок следования за имамом

Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиха»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты. Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама; если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опережать имама на один рукн – греховно.

Совершая намаз за имамом, следует: стоять за имамом; произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом; иметь намерение в сердце следовать за имамом.

Например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллаhа»; необходимо ждать, пока имам не перейдет в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в своих действиях в намазе.

Если маъмум в своих действиях ненамеренно опередит имама, то он возвращается в исходное положение и ждет, пока это действие не совершит имам, а затем следует за ним.

Маъмумы в своих действиях не должны и сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым (макрух).

Если маъмум без уважительных причин (‘узру) отстанет от имама более чем в двух действиях, то его намаз нарушается, но если он не может читать быстро по объективным причинам (‘узру), например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (Кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обеими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими). То есть, к примеру, если он, имея уважительные причины, не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен дочитать «Аль-Фатиха» до того, как имам поднимется со второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.

Имам, в свою очередь, в намерении отмечает, что совершает намаз в качестве имама , громко произносит вступительный такбир и такбир в начале каждого действия, громко читает суру «Аль-Фатиха» (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов и некоторых других рекомендуемых намазов, совершаемых коллективно. По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом все вместе произносят «Амин, я Раббаль-‘алямин», затем маъмумы читают суру «Аль-Фатиха» после него про себя. В то время, когда в этих намазах маъмумы читают суру «Аль-Фатиха», имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман хамидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «Салям».

Имам также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе, см. Приложение 7) в утреннем намазе, маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…». Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

Порицательные действия при совершении коллективного намаза

Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или на заднем ряду, не заполнив предыдущий. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоем, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама, или прямо за ним.

Все это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то из этого ряда попросить кого-то к себе.

Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте.

Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.

Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу

Опоздавшим можно назвать того, кто пришел на коллективный намаз, когда не осталось времени, достаточного для чтения суры «Аль-Фатиха» до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал «Ташаhhуд» и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».
Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение коллективного намаза, но не полностью.

Что должен делать опоздавший?

Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует за имамом в действиях.
Если имам заканчивает чтение «Аль-Фатиха», а следующий за ним только начинает ее читать, то когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, следующий за имамом прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру «Аль-Фатиха».

Если имам совершает поясной поклон, то следующий за имамом тоже делает поясной поклон.

Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллаh», пока имам не совершил выпрямление после него. Если же не успел, то этот ракаат (цикл) не засчитывается.

Ему нужно совершать этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз. Если имам находился в положении после поясного поклона: стоя, при земном поклоне или сидел, то следующий за имамом принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается.

Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз. Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал последний «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.

Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме случая с пятничным намазом.

ИНФОГРАФИКА

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/23337

Коллективная молитва мусульман: правила совместного намаза

Джамаат намаз молитва имама

Чтение намаза вместе с общиной является распространённой практикой. Согласно высказываниям Милости миров Мухаммада (с.г.в.), она заслуживает высокой награды для верующего.

В сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима приводятся следующие известные слова Пророка (с.г.в.): «Совершение молитвы вместе с джамаатом (общиной) в 27 раз лучше, чем её чтение в одиночку».

Кому быть имамом?

В другом хадисе говорится о том, что если трое мусульман, когда они находятся в селении либо в пустыне, не читают коллективно намаз, то, вероятно, между ними прошёл шайтан, нарушив их отношения. Так или иначе, люди, верящие во Всевышнего и в Его посланника (с.г.в.), должны объединиться, ибо одинокая овечка неизбежно станет жертвой кровожадного волка (Ахмад, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Совершение молитвы с джамаатом предполагает, что у коллектива будет предстоятель, то есть имам. В сборнике хадисов имама Аль-Байхакый есть такое высказывание Пророка (с.г.в.): «Выбирайте из своего числа имамом того, кто является лучшим из вашего числа, ведь именно имамы будут вашими представителями перед Всевышним».

Имам избирается по принципу наличия знаний в области Шариата и Благородной сунны Заключительного Божьего посланника (с.г.в.). Вслед за таким человеком по предпочтительности следует тот мусульманин, который лучше знает текст Священного Корана. После этого имамом может стать тот, кто отличается наибольшей богобоязненностью. Наконец, вслед за ним идёт самый старший по возрасту верующий.

Женщины и коллективный намаз

Об участии женщины в коллективной молитве мнения факихов разделились. Если Абу Ханифа полагал, что совершать намаз пожилым женщинам без излишних украшений в утренней, вечерней и ночной молитвах допускается, то его ученики Абу Юсуф и Мухаммад полагали, что такие женщины могут присутствовать на всех намазах в мечети.

Если говорить о молодых женщинах, то для них нежелательно принимать участие в коллективной молитве в мечети. Тем не менее, прямого запрета как такового на это нет. Пророк ислама (с.г.в.) сказал следующее: «Не объявляйте запрещённым присутствие рабынь Аллаха в Его мечетях» (Аль-Бухари).

Главным моментом в вопросе участия женщин в коллективной молитве является безопасность семей и стабильность общественного порядка.

Если говорить о проведении женщинами молитвы отдельной общиной, то, согласно мнению богословов всех мазхабов, такое событие является нежелательным.

Основанием является хадис, приводимый Ахмадом: «Нет пользы в общине, которая полностью состоит из женщин, если только она не в мечети или не образована по причине необходимости прочитать погребальную молитву (намаз джаназа)».

Однако в случае, когда женщины всё-таки совершают молитву вместе, имам должна встать в середине первого ряда, на одном уровне с другими участницами молитвы.

Прочие особенности молитвы с джамаатом

  • Если совместно читают намаз только имам и ещё один мужчина, то последний должен встать от предстоятеля молитвы по правую сторону и двинуться немного назад. Если во время намаза к ней примкнут другие верующие, то имам должен сделать шаг вперёд, чтобы показать, кто именно предводительствует в этой коллективной молитве.

  • Если вместе с имамом читает молитву только одна женщина, то она должна встать позади него.

    В ситуации, когда община является смешанной, то есть в её составе присутствуют мужчина, женщины и дети, то расстановка рядов в такой молитве носит следующий характер: позади имама выстраиваются мужчины, вслед за ними следуют дети, после которых идёт ряд, состоящий исключительно из женщин.

  • Читать намаз, стоя за имамом, можно только в том случае, если речь идёт об одной и той же молитве. Например, если имам совершает дневной намаз этого дня, а человек, вставший в джамаат, хочет восполнить дневную молитву вчерашнего дня, то такая ситуация неприемлема.
  • Тот, кто сделал омовение посредством таяммума, имеет полное право быть имамом для верующего, который взял вуду (тахарат).
  • Человек, который вместо мытья ног просто протёр специальные носки (т.е. сделал масх), может выступать имамом в общине, где есть люди, кто мыл ноги в рамках малого омовения.
  • Читающий намаз в сидячем положении может быть имамом для тех, кто совершает молитву стоя.

    В своде хадисов имама Аль-Бухари говорится, что Посланник Аллаха (с.г.в.) в свою последнюю молитву сидел, тогда как община, которая находилась позади него, стояла.

  • Тем не менее, тот, кто совершает намаз посредством жестов, не может выступать в качестве имама для верующих, которые читают молитву в стоячем положении.

    Кроме того, хронически больной также не может быть в роли имама. Женщине, которая страдает хроническим кровотечением (истихада), запрещено выступать в качестве предстоятельницы в молитве.

  • Человек, который совершает фардовую часть молитвы, может выступить имамом для того, кто читает добровольный (нафль) намаз.

    Однако обратное не разрешается ни в коем случае.

  • Неграмотный не должен быть имамом для тех, кто знает хоть что-нибудь из Священного Корана.
  • Верующий, который не имеет одежды, не может выступать имамом для тех, кто одет.

  • Если по какой-то причине потерявший состояние ритуальной чистоты имам до конца прочитает коллективный намаз, то молитву должны будут перечитать все стоявшие вслед за ним мусульмане.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/namaz-s-dzhamaatom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.