Блаженны молитва нищие духом

Содержание

Заповеди Блаженств

Блаженны молитва нищие духом

Виталий Коваленко,ректор Севастопольского православного университета,

доцент, кандидат исторических наук

«Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо ещё непрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос».

Федор Михайлович Достоевский

Первая заповедь:  «Блаженны нищие духом…»

Вопросы лекции:

1. Блаженство и нищета духовная.

2. Смирение как христианская добродетель.

* * *

В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской…

Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого»  (Иер. 31:31-34).

Из пророчеств Иеремии следовало, что Новый  Завет положит начало иным отношениям между Богом и людьми:

– Новый Завет будет начертан не на каменных скрижалях, а «в сердце человеческом». Заповеди его должны стать не внешним, но внутренним нравственным законом для тех, с кем Бог заключит его.

– Он будет относиться не только к Ветхозаветной Церкви – народу Израиля. Церковь Нового Завета станет Вселенской, ибо  к Господу «придут народы от краёв земли» (Иер. 16:19).

Заповеди Ветхого Завета  предписывают: «делай» или «не делай». Неукоснительное соблюдение их стимулировалось неотвратимостью наказания за нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем  ко Христу» (Гал. 3:24).

Новый Завет, заключаемый между Богом и человеком, указывает не столько на то,  что делает человек, сколько на то, каков он. Его заповеди, данные людям Иисусом Христом,  обращены к внутреннему миру личности, требуют преображения «человека ветхого» – «раба Божия» («эвед Элохим»), в «человека нового» – «сына Божия» («бар Элохим»).

Сущность и цели этого преображения изложены Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5-7 главы; Лк. 6:12-49). Первая часть ее содержит Заповеди блаженства, указывающие путь к  спасению – победе над грехом и вечному счастью в Царствии Небесном.

Спаситель обращается к множеству людей, собравшихся, чтобы выслушать именно Его, понять суть Его учения. Начало любой проповеди должно содержать обращение к слушателям, привлечь их внимание  ясными, знакомыми и понятными  словами.

Это следует помнить, потому что при чтении Нагорной проповеди в современном переводе  может возникнуть ощущение того, что Спаситель  начинает изложение учения без  традиционного обращения с приветствием к слушателям. Но это совсем не так!

I. Блаженство и нищета духовная

Нагорная проповедь начинается с Первой заповеди блаженства:

Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τω̨̃ πνεύματι ὅτι αὐτω̃ν ἐστιν ἡ βασιλεία τω̃ν οὐρανω̃ν.Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Первые же слова  ее стали впоследствии предметом множества толкований, часто весьма различных.

Блаженство

Слово «блаженные», которым начинается Нагорная  проповедь,  в  греческом тексте Нового Завета передано как  «макариос», в церковнославянской Библии  как «блажени», в синодальном переводе – «блаженны»,  в  других  русских переводах – «как счастливы» или просто «счастливы».

В английском тексте Библии «макариос» переведено как  «blessed are» (благословенны), в немецком  – «selig sind» (счастливы, благословенны).  В русском языке слово благословенный означает –  благодатный, счастливый (счастливейший), радостный, благополучный.

В греческом языке есть несколько слов, который на другие языки  можно перевести как «счастливый» – ευδαίμων, ευτυχής , όλβιος и μακάριος. Почему именно последнее использовано при переводе слов спасителя на греческий язык?

С «эвдемонией»  связано  языческое понятие  «счастливого»  даймона (лат. – гений), личного божества, сопровождающего человека от рождения до смерти и содействующего его счастью.  

С «евтихией»  соединено также языческое представление о судьбе  и удаче (Тихе).

Слово «ольвиос»  указывает на внешнее счастье, на мирское благополучие.

«Макариос» подчеркивает  преимущественно духовное благополучие.

У классиков древнегреческой литературы слово μακάριος употребляется, как правило,  для обозначения небесного счастья богов, а также загробного блаженства людей в котором нет  примеси земных скорбей. 

Иногда  слово «макариос» употреблялось и для обозначения земного счастья, особенно в религиозном смысле. Чтобы понять, почему именно оно взято для перевода на греческий язык начала Нагорной проповеди, надо знать, какое слово применил Христос, обращавшийся к слушателям на родном для них языке. 

Иисус произносил проповедь на арамейском, «разговорном» варианте древнееврейского языка того времени. В арамейском и в древнееврейском есть слово, которое более всего соответствует греческому «макариос». Это – ашрей (ашре, ашар, эшер),  восклицание, за которым обязательно следует существительное в родительном падеже или местоимение.

Слово ашрей много раз встречается в Ветхом завете и переводится как  «хорошо» тому, о ком далее идет речь, кого следует восхвалять и рассказывать о его успехе. Это слово можно перевести и как «благо тому (тем)», или как «счастлив тот (те)», «слава тому (тем)»,  о ком идет речь или тому, к кому обращаются.

Этим восклицанием начинается первый псалом царя Давида и Псалтырь в целом:  «Блажен (ашре – ВК) муж, иже не иде на совет нечестивых» ( в греческом переводе – макариос). 

Слово «ашрей» выражает радость по поводу того состояния, которое будет описано дальше, задает соответствующий тон дальнейшему рассказу. Оно также используется как приветствие при обращении.

Если принимать во внимание все вышесказанное, то под «блаженными» в Нагорной проповеди  следует подразумевать людей,  которые обладают  достоинствами, достойными похвалы,   и которым уготовано спасение в вечной жизни.

Девять раз в начале Нагорной проповеди Спаситель произносит слово «ашрей» – «блаженные», обращаясь к Своим слушателям и приветствуя их.

«Нищие духом»

Источник: https://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko

Блаженны нищие духом

Блаженны молитва нищие духом

Мы начинаем серию уроков из библии «Заповеди блаженства».

Это несколько стихов в библии, в Новом завете, которые говорят о «блаженстве». Они встречаются в трех из четырех Евангелий. В евангелии от Матфея — это начало пятой главы. И это также самое начало так называемой Нагорной проповеди Иисуса. Возможно, ключевой Его проповеди, где Иисус очень много и глубоко говорит о Боге, о Его взгляде на мир и отношении к людям.

Один из новейших немецких критиков (Иог. Вейс) говорит, что эта речь Христа «всеобъемлющая и богатейшая по содержанию, не исчерпывается никаким толкованием и не переживается никакой человеческой жизнью».

Заповеди блаженства — это 10 стихов, которые содержат невероятную глубину божьего взгляда на людей, Его сострадания и любви и той надежды и веры, которую Он хочет нам дать. Когда читаешь эти стихи, это дает такой мир, спокойствие и надежду, что все будет хорошо.

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.

5:1-12)

Большие споры шли насчет того, сколько блаженств. По факту если брать слово блаженны, то 9.

Безусловно хочется постичь всю эту глубину. И сегодня мы с вами начнем с первой заповеди.

Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны

Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах — особое слово. В греческом это «макариос» — слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Значение слова макариос становится понятным из следующего примера.

Древние греки всегда называли остров Кипр «хе макария» (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит «Остров счастливый». Греки считали, что Кипр — такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

Русское слово «счастье» — однокоренное со словами «часть», «участь», имеет по словарю долю значения рок, судьба. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить.

Макариос соответствует еврейскому «ашре» («эшер»), которое преимущественно означает спасение. С этого слова начинается первый псалом.

Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

Христианское блаженство — это нечто глубоко внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне.

Радости вашей, — сказал Иисус, — никто не отнимет у вас. (Иоан.16:22)

Иисус был примером этой радости.

Блаженство —это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Нищие Духом

Если со словом «блаженны» все более-менее понятно, то гораздо больше вопросов вызывает выражение «нищие духом». Когда я только крестился, я вообще очень буквально и неправильно воспринимал этот стих.

Я думал, Иисус просто хотел утешить нищих, малоимущих людей, сказав им, что они блаженны, что им уже принадлежит царство небес. Я размышлял, что раз у них ничего нет, Бог автоматически пожалеет их и примет в раю.

А вот если ты не совсем нищий, или вообще богатый, тут тебе нужно будет потрудиться. К тому же еще есть слова Христа о том, как сложно богатому войти в царство небесное.

Надо сказать, что у Луки в греческом оригинале сказано просто «нищие», без прибавления Духом (в русской и славянской библиях).

Источник: https://spbcoc.ru/biblestudy/2821/

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Рассмотрим толкование некоторых заповедей блаженства, что значит каждая из них.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Каково же значение фразеологизма? Может ли считаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Кто такие нищие духом?

Приведем пример, когда Иисус был в пустыне. Там его мучили, не кто иной, как дух дьявольский, который предлагал Ему соблазны, но они не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.

Что же будет с человеком, если в нем все-таки возобладает дух дьявола? Обретет ли он блаженство, станет ли он счастливым? Нет, дьявол уведет его прочь от истины, запутает и собьёт с правильного пути.

Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

К счастью может привести только дух Божий, потому что он источник жизни на земле. Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

Значит также можно сделать вывод, чтобы человек был счастлив — нужно принять в себя Дух Божий, освободив для Него место в своей душе.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем.

Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем.

Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими

Нищета духа означает как бы смирение, видение истинного своего состояния.

Как простой     нищий не имеет ничего, но одевается в то, что дадут, питается тем, что подадут. Мы должны понимать, все, что мы имеем, мы получаем только от Бога.

Можно быть совсем не бедным человеком, но быть нищим по духу своему, и со смирением принимать то, что нам дарует сам Бог, а также использовать это для служения Господу и людям.

Все дается нам только от Бога: здоровье, таланты, способности, и сама жизнь — исключительно дар Господа, за который нужно Его благодарить.

Борьба со своими грехами и стяжание добрых дел просто невозможно без смирения.

И все это делается только с помощью Божией.

Из этой заповеди можно сделать вывод: нищета духовная и смирение — это вовсе не слабость, а великая сила. Это и победа человека над самим собой, над искушениями демонами и различных страстей.

У первой заповеди есть и интересное окончание — «…ибо их есть Царство Небесное». Что это значит?

Это значит, что именно тем людям, кто будет иметь смирение в своем сердце, иметь ту самую нищету своего духа, обещается Царство Небесное. Люди, знающие все это, что все, что они имеют, не заслуга человека, а дар Божий, который обязательно нужно преумножать во спасение своей души.

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. В этой заповеди Иисус сопрягает понятия блаженства и правды.

Здесь правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть люди, которые называют себя правдоискателями. Они постоянно возмущаются порядками, везде ищут справедливости, пишут различные жалобы, вступают в постоянные конфликты.

Но не об этих людях говорится в данной заповеди.

В заповеди ясно сказано, что нужно желать этой правды, как необходимо иметь пищу и воду. То есть, нужно очень сильно желать, как голодный или как жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свою главную потребность.

Господь говорит:

«Я есмь путь и истина и жизнь».

Именно об этой правде и идет речь. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге. Только в нем истинный источник воды и Божественного хлеба, то есть Тело и Кровь Христовы.

Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Именно об этой правде и идет речь в заповеди. Высшая правда, Истина — это Христос.

Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге

Господь оставил нам свое слово, в котором изложил все Божественное учение, правда Божия.

Он создал церковь и вложил все, что нужно человеку для спасения души. Также и храм — носитель правды и правильного знания о Боге.

Именно такую правду должен жаждать каждый человек, когда читает Священное писание.

Покаяние очень важно для каждого человека — об этом говорится во второй заповеди блаженства

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Кто такие блаженны плачущие?

Плач может быть вызван различными причинами, но не каждый плач человека, добродетель. Это должен быть плач о своих грехах. Покаяние очень важно, без него невозможно приблизиться к Богу, а грехи мешают этому.

Первая заповедь о смирении подводит каждого к покаянию, чтобы человек осознал свои грехи, покаяться в них. Святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Господь примет каждого, кто приходит к Нему с мольбами. Именно Господь дает человеку возможность осознать свои грехи и испросить за них прощения. Недаром святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Блаженными слезами можно назвать и те, что и слезы сострадания к нашим ближним, когда человек проникается горем и старается помочь.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Кто такие — блаженны чистые сердцем?  Это те, кто с чистой душой, умом, свободный от греховных желаний и мыслей. Каждый грех начинается с какого-либо помышления. Поэтому необходимо избегать греха и воздерживаться даже о мысли о нем.

В слове Божием было сказано, что из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, кражи, лжесвидетельства.

Сам человек не может никого не лишать жизни, но может пылать ненавистью к людям, и чем хуже, желать им смерти. Именно так он будет разрушать свою душу, а впоследствии может дойти и до убийства.

Не только телесная нечистота считается грехом, но и нечистота духовная.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, а соответственно и нечистую душу, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов

Господь говорил:

«Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно».

Чистое око  — это чистота, святость мысли и намерений человека. А где око и сердце ослеплено — то там уже находятся темные помышления, которые станут темными делами. Только тот человек, который имеет чистую душу и сердце, может приблизиться к Богу.

Седьмая заповедь блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Это заповедь для того, чтобы иметь мир со всеми людьми, а примирение всех враждующих — высоко ценится в Святом Евангелии.

Высоко ценится в Святом Евангелии — примирение со всеми людьми, примирение всех враждующих. Все это говорит нам еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Именно такие люди и называются сынами Божиими. Почему именно так?

Потому что мы все — чады Господа, творения Его рук. Ведь так приятно видеть, что в семье все живут мирно, в любви и согласии. И как наоборот горестно видеть то, когда присутствуют ссоры, вражда между близкими друг к другу людьми.

Также и человек, который хранит в своей семье мир и покой, примиряется с враждующими людьми — приятен Богу, имеет и благословение от Господа. Такой человек будет получать от Него радость, спокойствие и счастье в душе.

Очень часто сами миротворцы называют  себя сынами Божиими, потому что сподобляются самому Сыну Божию, Спасителю, который примирил всех людей с Богом.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное — восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мы помним, что Истина — это сам Бог. Он также и называется — Солнцем правды.

В этой заповеди как раз и говорится о стеснениях, гонениях за правду Божию. Можно сказать, что весь путь христианина — это путь воина Христова. Путь этот очень сложный и трудный. Но, это единственная дорога, которая приведет ко спасению, потому что иного пути просто не дано.

Жить в постоянно бушующем и враждебном мире, для христианина очень тяжело.

Но даже если и нет гонений, то жить по заповедям Божиим, трудиться для Господа очень непросто. Как говорится, проще всего жить и быть как все, брать от жизни только самое лучшее. Но этот самый путь приведет к погибели. Очень многие люди идут именно туда, и это не должно смущать настоящего христианина.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что нужно жить не как все живут, а как велит сам Господь Бог, потому что весь мир лежит во зле, с Богом только и будет спасение. Именно поэтому гонимым за правду в этой заповеди Господь обещает Царствие Небесное.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что нужно жить не как все живут, а как велит сам Господь Бог, потому что весь мир лежит во зле, с Богом только и будет спасение

Все заповеди блаженства, сделавшие человека — кротким, жаждущим всякой правды, милостивым, миротворцем, терпящим всякую скорбь — все это ради любви человека к Богу и ближнему.

Источник: https://hranitel.club/559-blazhenny-nishhie-duhom

Блаженны нищие духом или по каким заповедям мы живем

Блаженны молитва нищие духом

Блаженны нищие духом — говорит нам Господь. Что это означает? Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех. Есть разные объяснения того, что означают эти слова. Самое простое объяснение: «нищие духом» значит смиренные, те, которые, осознавая свои грехи, понимая свое недостоинство, считают себя духовно нищими.

Эта заповедь ободряет их. Говорит, что, если ты видишь свои грехи, как песок морской (так говорили святые в патериках), тогда ты положил начало своему спасению. Путь к совершенству начинается с сознания своей худости, малости, с осознания своей греховности. Это осознание обязательно для человека.

Именно поэтому, возможно, сейчас так мало людей ходят в храм. Потому что люди считают себя хорошими, самодостаточными, им не нужно Царство Небесное. У них уже есть все на этой земле. Наш псевдоблагополучный век создает иллюзию, что можно жить, можно жить хорошо, можно жить еще лучше.

Можно надеяться на то, что ты сделаешь себе карьеру, накопишь денег на старость, что ты отдохнешь, попутешествуешь, что ты получишь удовольствие от еды, питья, общения с противоположным полом, посмотришь интересные фильмы, поиграешь в интересные игры. Земная жизнь наполняется различными приятностями, удовольствиями.

Вот это обольщение богатством, обольщение мнимым благополучием, оно мешает видеть свои грехи.

Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа.

Заповеди блаженства — это ступени, по которым человек может подняться в Царство Небесное. Но, к сожалению, большинству тех, кто называет себя православными, они неизвестны.

Пение заповедей блаженства начинается на литургии во время малого входа с воспоминания о молитве благоразумного разбойника. Того разбойника, который был распят рядом со Христом. Он стал молиться тому, кого все хулят, на кого плюют, кого предали на смерть, мучительную и страшную.

Он обратился к тому, кому осталось жить на земле несколько часов, и попросил Его — вспомнить о нем, когда Он придет как Царь. Мы начинаем пение заповедей, данных нам Богом для блаженства, с тех слов, которые сказал разбойник: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

После них начинается пение самих заповедей, которые хорошо бы петь вместе с хором, чтобы проверять себя каждый раз — исполняю я это или нет?

Более или менее устроенная жизнь становится как бы сетью, накрывающей людей, и они не видят за ней своей испорченности, не видят того, ради чего они были созданы. Как замечательная чаша, украшенная каменьями, позолоченная, созданная для того, чтобы быть царским кубком, используется в песочнице, чтобы делать куличики из песка.

Или может быть для еще более низких потребностей. Эта чаша забыла, для чего создана. Ей, может быть, хорошо и тепло в песочке. И она забыла царский пир, его веселье и радость. Так и человек потерял память о своем величии, которое вложено в него Богом. Ему не с чем себя сравнивать. Забыты святые, о них не говорят. Забыты чудеса, которые совершал Господь.

Зачем они нам, когда есть современная медицина, которая тоже совершает чудеса исцелений: можно пересаживать органы, можно излечивать тяжелейшие болезни, чтобы жить как-то дальше. Царство Небесное открывается тем, кому неуютно на земле, кому не хочется делать куличики в песке, кто хочет жизни с Богом.

Путь к Богу начинается с осознания своей всецелой недостаточности и греховности.

Святые отцы еще одно дают толкование словосочетанию «нищий духом»: тот человек, который ни к чему не привязан на земле, дух которого свободен от всяких привязанностей — от богатства, от удовольствий, от осознания своей значимости. С этого начинается путь блаженства.

И конечно, когда человек осознает себя так — он плачет. Поэтому блаженны плачущие. Хотя слово «плачет» не совсем правильно переведено на русский. Я читал, что здесь стоит греческое слово, которое переводится как «скорбит, печалится».

Когда мы говорим «плачет», мы имеем в виду плачет слезами, увлажняются глаза. Но это не всегда происходит, когда человек скорбит, печалится о своем состоянии. И главное — он не заглушает в себе эту скорбь, не утешает себя развлечениями, вкусной едой, а продолжает печалиться.

Такого человека утешает сам Бог. И утешение, которое дает Бог, несравнимо с теми утешениями, которые мы сами для себя придумываем.

Еще эта заповедь означает, что блажен тот, кто ищет Духа, просит его у Бога. Это мое толкование, не знаю, насколько оно верно. Это не просто бедный духом человек, это нищий духом.

Нищий тот, кто просит все время. Нищими мы называем тех, кто попрошайничает. Не просто бедствуют, но просят.

Тот человек, который просит у Бога, тот, кто ищет Бога, кто обращен к Богу, он блажен, потому что ему открывается Царство Небесное.

Кроткие

Дальше говорится удивительная и непонятная для нас вещь: блаженны кроткие. Это совершенно противоположно духу нашего времени. Кроткий человек у нас ассоциируется с человеком забитым. С человеком, который не умеет за себя постоять. С человеком, который трусливо прячется от бед, опасностей, не противостоит им. Но кротость — это совсем другое слово.

В XIX веке об этой добродетели знали русские люди. О ней писал Достоевский. Но в наше время кротость — это что-то совершенно таинственное и непонятное для людей. «Кто смел, тот два съел», «при каждой неудаче давайте сдачи» — и вообще, если не отвечать, то они же все распустятся, нужно уметь постоять за себя.

А кротость — это надеяние на Бога, это сохранение мирного устроения души, тишина сердца, нежность, согласие с другой волей (не злой, конечно, волей, не дьявольской, нельзя быть кротким с дьяволом!), надеждой на Бога, что он защитит от зла. Вот эта кротость — драгоценное качество души. Сам Господь называет себя кротким.

Есть даже такое толкование, что заповеди блаженства — это портрет Господа нашего Иисуса Христа, описание Его души. И мы с вами должны быть подобны Ему, если хотим в Царство Небесное.

Именно кроткие наследуют землю. Есть два толкования этих слов. Кротость как наследование новой земли, Царства Небесного, и кротость как обладание собой. Только кроткий умеет обладать собой. Гневливый, раздражительный собой не обладает. Им обладает гнев. Им властвует раздражение. А кроткий властвует собой, он наследует землю. Земля — это мы.

Мы же взяты из земли. Конечно, это немного странно и непонятно — как из черной земли может вырасти красный помидор или зеленый огурец. Как из земли могут появиться голубые глаза или льняные волосы, кожа, сердце, кровь… Но наше тело взято из земли и в землю должно отойти. Мы должны возделывать нашу природу. И только кроткий имеет такую власть.

Тех, кто милостив, милует Бог

Когда человек научился владеть собой, научился кротости, он обращается к небу. И хочет узнать Бога. Хочет узнать истину. Человек, который жаждет этого так, как голодный хочет есть, как жаждущий хочет пить, только такой алчущий человек насыщается Богом.

Бог не дает свои истины тем, кто хочет узнать их из любопытства или просто для развлечения. Бог открывает свои истины, свою правду тому, кто болен жаждой, кто хочет жить в этой истине, по этим правилам.

Поэтому Господь говорит, что блаженны алчущие и жаждущие правды.

А когда человек познает истину, которая заключается в том, что Бог есть Любовь, он становится милостивым. Мы заставляем себя быть милостивыми, но у нас это не получается.

Как быть милостивым к какому-нибудь мерзавцу и разбойнику? К тому, кто насилует детей, устраивает теракты? Но человек, который познает истину о любви Божией, он становится милостивым ко всем. Это тайна. Но она открывается тем, кто ее ищет.

Тех, кто милостив, милует Бог. Таким Господь прощает грехи, беззакония, которые они творили, покрывает все неправды.

И когда Бог милует их, тогда становится чистым их сердце. А ведь люди совсем не заботятся о чистоте сердечной. Они заботятся только о внешней чистоте. Современные люди очень брезгливы. Они чистюли, душ принимают по десять раз в день. Изобретают шампуни, кондиционеры для волос, лосьоны.

Часто меняют одежду, носят белые сорочки — чистота возведена в современном мире в принцип. А сердце? Сколько грязи в моем сердце, хотя я архиерей и должен о нем заботиться особенно тщательно. Сколько грязи люди черпают ковшами, даже не лопатами, в интернете — плотской грязи, нечистоты, мыслей грязных.

Глаза их открыты непотребным зрелищам, уши наполнены звуками, которые нарушают покой сердца. И в этой заповеди говорится, что человек, которого милует Бог, уже не хочет этой грязи в своем сердце, и тогда ему открывается видение Бога. Без чистоты сердечной человек не может увидеть Бога.

Так же как глазами, залепленными грязью, нельзя увидеть солнечный свет. Можно так исказить свое зрение, что не видеть вообще ничего.

Война против всех

А когда люди видят Бога, они видят, как мир принести на землю.

Ведь мы находимся в постоянной вражде: с самими собой, с Богом, с друзьями, с женами, с мужьями, с детьми, с родителями, с сотрудниками, с начальниками, с другими партиями, с другими национальностями, с другими государствами.

Война всех против всех — как ее успокоить? Вот тот человек, который видит Бога, тот становится миротворцем. Он приобщается Богу и называется сыном Божиим.

Дальше начинается интересное развитие этих заповедей блаженства. До сих пор познание добродетели что-то давало нам. Была удовлетворена наша жажда истины, мы были помилованы Богом, мы Бога увидели, мы научились быть миротворцами.

И вдруг дальше говорится совершенно удивительная вещь — блаженны изгнанные правды ради, яко их есть Царство Небесное. Мы поднимались в гору, приобретали те или иные положительные качества, и вдруг на тебе — изгнаны правды ради. Дело в том, что мы не понимаем, откуда изгнаны. А изгнаны мы из мира, где царствует грех.

Когда святых изгоняли из мира, когда они умирали, когда их лишали почестей, чинов, когда им не давали возможности совершать их служение в этом мире — они радовались. Потому что жить в этом мире тяжко и трудно.

Блаженны, когда поносят вас, когда вас изгонят, когда будут говорить всякое зло на вас, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах, говорил Господь. Этими словами заканчиваются эти заповеди. Они заканчиваются исходом из мира и входом в Царство Небесное.

При пении этих слов на литургии совершается вход с Евангелием в алтарь. Священник или диакон, если он несет Евангелие, возглашает: «Премудрость прости!», иногда совершает крестное знамение молящихся Евангелием и входит в алтарь. Как бы входит в Царство Небесное.

Вечная новость

На литургии мы вспоминаем вечные истины, которыми мы не живем. Мы привыкли жить чем-то временным. Нам кажется, что это временное интереснее, привлекательнее, содержательнее, чем вечное. Мы гонимся за новизной и находимся в постоянной суете.

Литургия обращает наше внимание к тому, что пребывает вечно, является вечной радостью, вечной новостью. Является вечной жизнью. Но иногда даже вечная жизнь кажется нам какой-то устаревшей формулой, кажется для нас забытым явлением, которое было когда-то. На самом деле это — приобщение к вечной жизни. К жизни в Боге.

И то, что кажется нам мертвым, на самом деле может ожить, если мы будем стараться молиться Богу, если будем видеть за этой внешней формой внутреннее содержание. Нельзя останавливаться просто на произнесении слов. Нельзя останавливаться на том, что мы понимали в этих словах вчера или на прошлой литургии.

Нужно понимать, что каждый раз за этими словами может открыть себя нам живой Бог. Открыть нам новый смысл, открыть новую истину, открыть новое видение. Возвести нас на новую ступень понимания того, что означают эти слова. Поэтому при совершении литургии нужно совершать постоянную работу.

Сознание, чувства наши, сердце, душа наша должны все время работать — прославлять Бога, каяться. И мы должны внутренне обращаться к себе и внутренне все время трудиться на литургии. К сожалению, мы вот так трудиться не умеем. Мы привыкли жить беспорядочно. Привыкли следовать за тем, на что обращает внимание наш ум.

Он вертится, меняются картины, образы. Мы не умеем жить осознанно, не умеем жить целенаправленно. А этому тоже учит литургия.

Заповеди блаженства (Мф. 5: 3-12)

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

епископ Пантелеимон (Шатов)

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/blazhenny-nishhie-duxom-ili-po-kakim-zapovedyam-my-zhivem/

Заповеди Блаженства: толкование, значение и смысл

Блаженны молитва нищие духом

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства.

Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны.

Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан.

Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если десять заповедей Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать.

Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом.

Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает  и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела.

Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия.

Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога.

Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет.

Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни.

Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу.

Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру.

Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель.

И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог.

Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями.

Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.

Источник: http://ohristianstve.ru/o-hristianstve/zapovedi-blazhenstva-tolkovanie-znachenie-i-smysl.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.